Громко и решительно о проблемах с горюче-смазочными материалами в нефтяной стране заявила авиакомпания «Эйр Астана». 25 сентября национальный авиаперевозчик опубликовал пресс-релиз, в котором говорится об угрозе регулярному авиасообщению в Казахстане из-за сокращения поставок топлива из России и предстоящей приостановки работы Шымкентсткого НПЗ.

Авиакеросин в основном импортный

«Критическая ситуация с топливом ставит под угрозу регулярное авиасообщение в Казахстане, — подчеркивается в заявлении, распространенном 25 сентября. — Из-за прекращения поставок авиакеросина из России и предстоящей приостановки Шымкентского нефтеперерабатывающего завода регулярное авиасообщение в РК находится под угрозой срыва.

Такой сценарий событий возможен, несмотря на то что по поручению главы государства от 15 мая 2009 года была разработана Государственная программа по форсированному индустриально-инновационному развитию РК на 2010-2016 годы, одним из приоритетных направлений которой являлось всестороннее развитие нефтеперерабатывающей отрасли. Конечной целью этого было обеспечение в 2016 году внутреннего рынка авиационным керосином, бензином и дизельным топливом отечественного производства.

Однако ситуация с авиатопливом усугубилась в 2017 году. Основными компаниями-экспортёрами авиационного керосина в Казахстане являются ПАО «Газпромнефть», ПАО «НК Роснефть», ПАО «Лукойл» и ПАО «Татнефть», совокупный среднемесячный объем экспорта которых в 2017 году снизился до 15 тыс. тонн по сравнению с 44 тыс. тонн в 2016 году. Более того, на октябрь данные компании не подтвердили поставки в связи с высоким спросом на российском рынке. Так ПАО «Газпромнефть» уведомило о возобновлении экспорта топлива не ранее мая 2018 года.

В 2017 году потребность гражданской авиации в авиационном топливе составляет 800 тыс. тонн, из которых лишь 241 тыс. тонн производится Шымкентским НПЗ, являющимся единственным стабильным производителем авиатоплива в Казахстане. Однако он останавливается на проведение ремонтно-профилактических работ осенью текущего года, что ещё более усугубляет кризисную ситуацию.

На протяжении многих лет субъекты гражданской авиации РК на 70% зависимы от поставок из Российской Федерации, которые носили нецикличный и негарантированный характер. Политика российских ресурсодержателей направлена на реализацию авиатоплива по остаточному принципу.

Другие страны-экспортеры авиационного топлива, такие как Туркменистан, Азербайджан и Беларусь также испытывают значительный дефицит на внутреннем рынке. При этом приоритетным регионом для экспорта в незначительных объемах является Афганистан. Ещё один экспортёр КНР производит другой тип авиационного керосина — Джет А-1, для использования которого потребуется переоснащение и модернизация действующей инфраструктуры аэропортов РК. Таким образом, ввоз альтернативного авиатоплива не представляется возможным в краткосрочной перспективе.

Приостановка поставок топлива из РФ неизбежно приведёт к коллапсу отечественного рынка авиатопливообеспечения и создаёт угрозу функционирования транспортного авиасообщения из/в РК.

С августа 2017 года Министерство энергетики РК принимает всевозможные меры для разрешения кризисной ситуации, в том числе путём переговоров с Минэнерго РФ. Однако данные антикризисные меры имеют временный характер, и перед субъектами гражданской авиации все еще остро стоит вопрос обеспечения авиатопливом в предстоящие месяцы.

Международно-признанным стандартом в авиатопливообеспечении перевозчиков, позволяющим сглаживать риски, возникающие по причине дефицита авиатоплива, является диверсификация и страхование запасов за счет создания резервной схемы авиатопливообеспечения и хранения стратегического запаса для национального перевозчика в основных авиаузлах.

В нынешних условиях недостаточных мощностей резервуарного парка аэропортов РК, разрешённый лимит хранения авиатоплива для «Эйр Астаны» позволяет планировать заправку воздушных судов лишь на 10-дневные сроки. Создание достаточных стратегических резервов необходимо для выполнения долгосрочных производственных программ и обязательств перед пассажирами».

Минэнерго пытается успокоить

Министерство незамедлительно ответила на эту критику, попавшую во множество популярных СМИ и в социальные сети. Вице-министр энергетики Асет Магауов заверил, что Шымкентский НПЗ не собирается приостанавливать свою работу. Во время капитального ремонта весной все установки были модернизированы, отметил спикер. Так что никакой необходимости в капремонте сейчас нет.

«После того, как закончится посевная кампания, одна из установок будет на Шымкентском заводе модернизирована — установка гидроочистки дизельного топлива. Это никак не повлияет на объемы производства керосина, бензина. В рамках небольшой остановки будет ее модернизация проведена, и уже зимнее дизельное топливо также будет соответствовать стандартам К4, К5. Мы оцениваем ситуацию по рынку нефтепродуктов как благоприятную», — резюмировал вице-министр.

Россия обещает авиатопливо

Уже на следующий день после разразившегося скандала ситуацию прокомментировало и Министерство энергетики России. Заместитель главы ведомства Кирилл Молодцов рассказал о ходе переговоров.

«Я вчера разговаривал со своим визави в Казахстане. Жду, когда они их подпишут. Мы свое предложение направили», — цитирует слова вице-министра агентство ТАСС.

По словам Молодцова, Россия уже удовлетворила все запросы Казахстана в авиатопливе, острой проблемы в поставках авиакеросина пока нет. Но индикативный баланс на следующий год пока не подписан.

Российский авиакеросин прибыл в Казахстан

Спустя еще два дня, 28 сентября, Министерство энергетики отчиталось о том, как решается проблема.

«На сегодняшний день остатки авиакеросина составляют в районе 23 тысяч тонн. Совокупных запасов хватает для покрытия потребности примерно на 15 дней. С Министерством энергетики Российской Федерации на ежедневной основе проводится работа по организации импорта. На сегодняшний день уже привезено 18 тысяч тонн с начала месяца. В данный момент готовится к отгрузке дополнительно 8 тысяч тонн авиакеросина», — рассказал департамента развития нефтяной промышленности Министерства энергетики РК Куаныш Кудайбергенов.

Внутри страны также принимаются меры по обеспечению самолетов топливом:

«С нашей стороны мы загрузили Шымкентский завод на максимальные мощности переработки, это нам дает дополнительно 10-12 тысяч тонн авиакеросина в месяц», — отметил г-е Кудайбергенов. И заверил: предпосылок к дефициту авиационного топлива нет.

Источник: