В Астане 2 августа вице-министр энергетики Бахытжан Джаксалиев рассказал журналистам о ходе реализации Плана нации – «100 конкретных шагов» в области электроэнергетики Казахстана. Реализация всех шагов имеет долгосрочный характер, подчеркнул он.

Тарифы будут считать по-новому

По словам вице-министра, в соответствии с шагом 50-м Плана нации, отрасль электроэнергетики будет реорганизована. В частности, будет внедрена модель «Единого закупщика». «Это позволит сгладить различия в тарифах на электроэнергию между регионами», — пояснил Джаксалиев

А в соответствии с 52-м шагом, будет применяться новая тарифная политика. По мнению разработчиков, она будет способствовать привлечению в отрасль инвестиций. Существующий тариф на электрическую энергию будет разделен на тариф на электроэнергию и тариф на мощность, что позволит обеспечить окупаемость затрат на производство электрической энергии, а также обеспечивать возвратность вложенных инвестиций в строительство новых и обновление, модернизацию, реконструкцию, расширение существующих электрических мощностей.

«У нас на оптовом рынке электроэнергии будет двойная плата, которая позволит, с одной стороны, покрывать операционные затраты, а во-вторых, будет стимулировать модернизацию этих же энергетических объектов посредством произведения отдельной платы за мощность. Это ни в коем случае не означает рост стоимости электроэнергии у конечных потребителей. Просто эта плата за электроэнергию разделится на два составляющих тарифа. Внедрение этого механизма позволит нам не приостанавливать те темпы, которые мы имеем по модернизации нашего энергетического комплекса», — подчеркнул вице-министр.

По данным Министерства энергетики, сегодня каждый оплаченный киловатт-час электроэнергии дает для электростанций возможность покрыть затраты, необходимые:

1)        для обеспечения производства этого киловатт-часа электроэнергии (топливо, зарплата сотрудников, запчасти и др.),

2)        на модернизацию её энергетического оборудования.

В Казахстане электрические станции сильно отличаются друг от друга по типу: одни вырабатывают электричество из угля, вторые – из газа, третьи – за счет энергии воды. Поэтому, отличаются у них и затраты на выработку электроэнергии.

Электростанции также отличаются и по размерам, поэтому различны у них и затраты на их модернизацию.

Все платят за электроэнергию ровно столько, сколько её потребили, то есть сколько киловатт*часов (кВт*ч) «намотал» счетчик. При этом в сегодняшней квитанции на оплату электроэнергии не показывается, сколько денег из того, что оплатили, идёт на обеспечение производства электроэнергии, а сколько — на модернизацию энергетического оборудования станции: осуществляется лишь один общий платеж за электричество.

Однако, начиная с 2019 года, когда вступит в силу новое законодательство, почти все потребители электроэнергии в Казахстанекроме населения (для него ничего не изменится), уже будут оплачивать эти две статьи расходов станций по отдельности. Иными словами, у них в квитанциях на оплату уже будет приходить счёт в указанной выше разбивке. Уровень оплаты за первую статью будет напрямую зависеть от того, сколько фактически потребитель потребил электроэнергии, то есть от показаний счётчика, а за вторую – от того, какова у потребителя максимальная электрическая мощность потребления в году. Эта мощность измеряется уже не в киловатт-часах (кВт*ч), а киловаттах (кВт).

Главная особенность этого нововведения заключается в том, что та вторая статья расходов, о которой говорится выше, будет оплачиваться потребителями постоянно (ежемесячно), вне зависимости от того, сколько электроэнергии они потребили по факту.

Как же будет рассчитываться плата за вторую статью? Выглядеть это будет так: расходы на модернизацию энергетического оборудования всех станций Казахстана, которые, как указано выше, отличаются от станции к станции, будут усреднены (выравнены) по стране, то есть будут равномерно «размазаны» на потребителей. Эту операцию «размазывания» будет осуществлять так называемый Единый закупщик.

В итоге всё это позволит без существенного роста цен на электроэнергию для населения, обеспечивать наличие необходимого объема электрических мощностей в энергосистеме страны, а также сократить в некоторой степени отличия в ценах на электроэнергию по республике, тем самым в определенной мере уравнять условия доступа потребителей к электроэнергии, что немаловажно для развития малого и среднего бизнеса в Казахстане.

Вышеуказанные нововведения были отражены в поручении президента, которые он дал правительству 5 мая 2015 года и которые были включены в программу «100 конкретных шагов».

Укрупнение региональных электросетевых компаний

В целях реализации задач, определенных в 51 шаге, Министерство энергетики разработало проект Закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам электроэнергетики». 11 июля 2017 года был подписан Закон, направленный на укрупнение региональных электросетевых компаний. Этот документ позволит сократить количество энергопередающих организаций, решить проблему по бесхозяйным сетям и т.д.

На 51-м шаге Джаксалиев остановился более подробно. По его мнению, он занимает особое место в развитии электроэнергетической отрасли страны. В рамках реализации этого шага будет проведена оптимизация количества энергопередающих организаций.

«У нас появилось очень много энергопередающих организаций, сегодня их в стране насчитывается порядка 160. А по сути, они занимаются одним и тем же — передачей электрической энергии. Понятно, что KEGOC производит передачу электроэнергии по высоковольтным сетям, другие по сетям 220 Вт и ниже. С учетом оптимизации количества этих компаний мы снизим общие составляющие тарифы на передачу электроэнергии. Освобождаем энергопередающие организации от налога на имущество и КПН», — говорит Джаксалиев.

«Сети без хозяина присоединятся к действующим электросетям. Все это стимулирует энергопередающие организации осуществлять надлежащее обслуживание сетей», — добавил он.

После ввода действия Закона предусматривается укрупнение РЭК по следующим механизмам:

− освобождение энергопередающих организаций (ЭПО) от корпоративного подоходного налога и налога на имущества при принятии на баланс бесхозяйных электрических сетей;

− снятие запретов, предусмотренных законодательством в сфере естественных монополий, для энергопередающих организаций в случае их укрупнения;

− введение возможности пересмотра предельных уровней тарифов на передачу электрической энергии при расширении электрических сетей;

− передача вновь построенных подстанций и электрических сетей, находящихся на балансе государственных предприятий, на баланс ЭПО.

Следующим этапом является практическая реализация шага, которая предусматривает:

− передачу в доверительное управление или безвозмездное пользование электрических сетей, находящихся на праве хозяйственного ведения или оперативного управления государственных юридических лиц (срок до 1 января 2019 года);

− передачу бесхозяйных электрических сетей на баланс энергопередающих организации (по существующим бесхозяйным сетям – срок до 1 января 2019 года, далее – по мере выявления).

Введение требований к деятельности энергопередающих организаций на уровне Закона будет проводиться с поэтапным вводом их в действие:

1)        наличие диспетчерского технологического управления – не позднее 1 января 2018 года;

2)        наличие служб, укомплектованных обученным и аттестованным персоналом, осуществляющих эксплуатацию и техническое обслуживание электрических сетей, оборудования, механизмов, охрану труда и технику безопасности, обеспеченных средствами индивидуальной и коллективной защиты, спецодеждой, инструментами и приспособлениями – не позднее 1 января 2020 года;

3)        наличие договоров с системным оператором на оказание системных услуг – не позднее 1 января 2020 года;

4)        наличие автоматизированных систем коммерческого учета, систем телекоммуникаций, обеспечивающих их унификацию с системами, установленными у системного оператора и региональной электросетевой компании – не позднее 1 января 2022 года.

Это позволит сократить количество ЭПО к 2022 году на 30 % (со 160 до 110) и повысить надежность энергоснабжения, решить проблему бесхозяйных электрических сетей.

Балхашская ТЭЦ под вопросом

Бахытжан Джаксалиев также рассказал, что проект Балхашской ТЭС приостановлен из-за вопроса о возврате капитала. Участники проекта пока не могут урегулировать его условия. Вице-министр напомнил, что по проекту Балхашской ТЭС Казахстан заключил межправительственное соглашение с Кореей, по которому правительство уже выполнило свои обязательства. Исполнителем проекта указан консорциум из казахстанского предприятия «Самрук-Энерго» и двух южнокорейских компаний, одна из которых – Samsung.

«Сегодня вопрос приостановлен в силу неурегулированности вопроса возврата капитала. Этот вопрос еще не решен и в данный проект находится в подвисшем состоянии», — добавил Джаксалиев. Вице-министр также отметил, что финансирование проекта должно было осуществляться из уставного капитала акционеров. Оно должно было обеспечить строительство инфраструктуры объекта, включая создание систем водообеспечения, электроснабжения и организации вахтового посёлка.

Напомним, в соответствии с Программой развития электроэнергетики Республики Казахстан до 2030 года в 2007 году принято решение о строительстве Балхашской ТЭС мощностью до 3000 МВт с возможностью увеличения до 4000 МВт. Площадка для возведения Балхашской ТЭС АО «Самрук-Энерго» находится в 200-х километрах южнее города Балхаш, на территории Алматинской области в посёлке Улькен на месте предполагавшегося строительства Южно-Казахстанской ГРЭС (ЮКГРЭС).

Обоснование необходимости строительства Балхашской ТЭС определяется дефицитом электроэнергии и мощности в Южной зоне, где проживает более 40% населения Казахстана.