Руководитель департамента Комитета по регулированию естественных монополий и защите конкуренций по Акмолинской области Ербол Есиркепов ответил на вопросы журнала «Энергетика и электрооборудование». Он рассказал о тарифообразовании, реконструкции и модернизации сетей, подстанций и оборудования в области.

— Общеизвестный факт – ежегодное повышение тарифов на услуги предприятий, подведомственных вашему комитету, приводит к материальным трудностям представителей бизнес-сообществ, что в свою очередь тормозит развитие малого и среднего бизнеса. Как быть с этим?

— В настоящее время тарифы на регулируемые услуги субъектов естественных монополий зависят от многих факторов, складывающихся как на мировом рынке, так и на внутреннем. Так, уровень тарифов зависит от стоимости топлива (газ, уголь, мазут), горюче-смазочных материалов, запчастей, ремонтных работ и др. При этом цены на перечисленные товары и услуги формируются в процессе конкуренции среди участников рынка, а также на основе спроса и предложений на них. Кроме увеличения стоимости материальных затрат, причиной роста тарифов коммунальных предприятий являются ежегодное сокращение выделяемых субсидий из бюджетов всех уровней. В то время как ранее часть основных расходов коммунальных предприятий дотировалась государством.

Вместе с тем, утверждение субъектами естественных монополий предельных уровней тарифов на регулируемые услуги дает возможность субъектам предпринимательства планировать свои расходы по оплате коммунальных услуг в долгосрочной перспективе.

При этом любое изменение тарифов на регулируемые услуги субъектов естественных монополий осуществляется департаментом в рамках запланированного коридора инфляции, а также вклада регулируемых услуг в уровень инфляции, определяемого правительством.

— Ербол Онласынович, вокруг предельных уровней тарифов немало споров, в чем преимущество их применения?

— Начиная с 2015 года, согласно действующему законодательству о естественных монополиях, проводится работа по переходу субъектов естественных монополий на долгосрочные тарифы. В настоящее время в Акмолинской области 23 субъекта естественной монополии предоставляют 39 видов регулируемых услуг по предельным уровням тарифов. Так, долгосрочные тарифы на 2016-2020 годы утверждены субъектам, оказывающим услуги в областном центре, городе Кокшетау — ГКП «Кокшетау Жылу», ГКП «Кокшетау Су Арнасы» и ТОО «Кокшетау Энерго».

Утверждение тарифов на долгосрочный период направлено, прежде всего, на стабильность и предсказуемость ситуации для потребителя. При этом обязательным условием утверждения долгосрочных тарифов является принятие предприятиями инвестиционной программы (проекта), направленной на обновление сетей и оборудования, снижение износа основных средств, повышение качества услуг, надежности работы оборудования, снижения себестоимости услуг и стабилизации в долгосрочной перспективе уровня тарифов на коммунальные услуги.

Значительная изношенность сетей и технологического оборудования приводит к дополнительным затратам на непредвиденные ремонты текущего характера, а также к снижению качества предоставления услуг коммунальными предприятиями. В связи с чем, обновление основных средств является одной из приоритетных задач. От объема основных фондов, их качественных характеристик, стратегии расширения, обновления основных средств и эффективности использования, зависят надежность и качество оказания регулируемых услуг в будущем.

Таким образом, основной задачей утверждения предельных уровней тарифов является привлечение инвестиций в ту или иную сферу, а также обеспечение стабильности, предсказуемости изменения тарифов на долгосрочный период и разумности роста для потребителей.

— Проводится ли работа над совершенствованием тарифной политики?

— Для решения таких проблем, как высокий износ сетей и оборудования, приводящий к дополнительным затратам и росту тарифов, комитетом проводится работа по совершенствованию тарифной политики.

Так, одним из наиболее значимых изменений в сфере тарифной политики является разработка нового Закона «О естественных монополиях» с учетом рекомендаций международных экспертов и с применением альтернативных решений (стимулирующих методов) по тарифообразованию и повышению ответственности субъектов естественных монополий.

Действующий Закон «О естественных монополиях», принятый в 1998 году, и законодательство о естественных монополиях закрепляет исключительно затратный метод тарифного регулирования.

В свою очередь, законопроект предусматривает новые методы тарифообразования, такие как:

Стимулирующий метод, предусматривающий утверждение тарифов на услуги субъектов естественной монополии в зависимости от повышения эффективности их деятельности и соблюдения стандартов качества услуг.

Данный метод направлен на создание стимула для предприятий экономить свои затраты и повышать свою эффективность (самостоятельно распоряжаться сэкономленными средствами).

Метод индексации, означающий установление тарифов на услуги субъектов естественной монополии малой мощности путем ежегодной индексации тарифов и в настоящее время применяемый в отношении субъектов естественных монополий малой мощности.

Определение тарифа при заключении договора государственно-частного партнерства – определение срока действия и тарифа, целевых показателей, объема и направлений инвестиций и иных условий регуляторного соглашения между субъектом естественных монополий и регулятором.

Кроме новых методов регулирования, законопроект направлен на внедрение новых институтов, таких как Совет по тарифной политике, принцип организованного потребителя, в целях повышения прозрачности тарифообразования и вовлечения общественности в процесс утверждения тарифов, а также внедрение критериев качества, надежности и эффективности услуг субъектов естественных монополий и электронного документооборота между уполномоченным органом и субъектами.

Таким образом, предлагаемые меры по совершенствованию подходов тарифообразования, направленные на решение ключевых задач развития отрасли и внедрение лучшей мировой практики, обеспечат:

  • гибкость правовой системы тарифообразования;
  • поэтапный переход от затратного к стимулирующему и иным методам тарифного регулирования;
  • повышение прозрачности механизма тарифообразования и его понимания потребителями;
  • снижение коррупционных рисков;
  • вовлечение в процесс утверждения тарифов большего числа заинтересованных лиц (предпринимателей, потребителей и т.д.).

— Какие работы проводятся по снижению нормативных технических потерь энергии? Каковы показатели по экономии от снижения нормативных потерь?

— С целью снижения нормативных технических потерь субъектами естественных монополий разрабатываются и утверждаются инвестиционные программы (проекты).

Так, инвестиционная программа ГКП на ПХВ «Кокшетау Жылу» на 2016-2020 годы направлена на восстановление и поддержку существующих активов, повышение надежности и качества теплоснабжения, снижения нормативных технических потерь за счет своевременного проведения капитальных ремонтов котельного оборудования и тепловых сетей, приводящих к увеличению их стоимости.

Реализация данной инвестиционной программы позволит не только снизить нормативные технические потери за 5 лет с 16,8% до 13,54%, уменьшить эксплуатационные затраты, но и обеспечит качественное и бесперебойное теплоснабжение, а также улучшит гидравлический и температурный режим потребителей тепловой энергии Кокшетау.

Приоритетными направлениями инвестиционного проекта АО «АРЭК» на 2016-2020 годы является реконструкция и модернизация распределительных сетей и энергетического оборудования с целью обеспечения надежности энергоснабжения, повышения качества услуг, а также снижения нормативно-технических потерь.

В рамках реализации ежегодных мероприятий инвестиционного проекта АО «АРЭК» за 2016 год реконструировано около 73 километров воздушных и кабельных линий электропередачи 10/0,4 кВ, 11 подстанций и 30 комплектных трансформаторных подстанций (КТП), построено 49 км воздушных линий электропередачи 35 кВ.

По результатам реализации инвестиционного проекта АО «АРЭК» за 2016 год достигнуты следующие показатели:

  • снижение физического износа по сравнению с 2015 годом по ПС с 74,8% до 72,8% (-2%), по ВЛ с 77,1 % до 75,1% (-2%);
  • снижение потерь по сравнению с 2015 годом с 5,25% до 5,08%;
  • снижение аварийности на 18 случаев, или на 21%.

В заключение хотелось бы отметить, что энергетика — высоко инерционная отрасль, экономический эффект от инвестиций не может быть получен сиюминутно. При этом проводимая работа по обновлению основных фондов субъектов естественных монополий обеспечит надёжное, бесперебойное и качественное энергоснабжения потребителей.