Новый таможенный кодекс ЕАЭС вступит в силу 1 января 2018 года. Как он повлияет на казахстанский рынок и на недропользователей? На этот вопрос журналу «Энергетика и электрооборудование» ответили в аудиторской и консалтинговой компании «Делойт ТСФ».

Для всех очевидно, что в ближайшее время, возможно, с 1 января 2018 года, на всей территории Евразийского экономического союза (далее «ЕАЭС») вступит в силу новый Таможенный кодекс ЕАЭС. Учитывая международный статус этого документа, вопросы вступления в силу Договора о Таможенном кодексе ЕАЭС будут зависеть от его ратификации всеми странами-участницами ЕАЭС.

Несомненно, новый Таможенный кодекс ЕАЭС несет в себе много изменений во благо бизнес-сообщества. А именно, он ориентирован на новые подходы по внедрению в таможенных службах электронного декларирования и сокращению бумажного документооборота, направлен на ускоренный выпуск товаров путем переноса акцента с этапа таможенного декларирования на этап пост-таможенного контроля, способствует внедрению других важных нововведений, облегчающих процесс оборота и контроля товаров.

Такие изменения коснутся всех участников внешнеэкономической деятельности без разделения на отдельные отрасли или виды хозяйственной деятельности.

В то же время следует понимать, что ускорение таможенной очистки товаров, основанное на системе управления рисками, ставит перед компаниями новые задачи, связанные с усилением внутреннего контроля за теми вопросами, которые ранее контролировались таможенными органами на этапе таможенного декларирования товаров и выпуска. Это означает, что компании должны будут применять меры должной предусмотрительности по всему спектру таможенных требований в рамках таможенных процедур и постоянно проводить внутренний мониторинг за соответствием декларируемых сведений в электронном виде тем сведениям, которые указаны в соответствующих сопроводительных документах и договорах. В этой связи важно будет уделять больше внимания на предварительных стадиях таможенных операций вопросам правильной классификации товаров, определению таможенной стоимости товаров и другим таможенным аспектам, влияющим на размер уплаты таможенных пошлин и налогов, а также на меры нетарифного регулирования.

Другим важным нововведением является включение в переходные положения по правоотношениям в сфере недропользования (топливно-энергетического сектора) положений, предусматривающих прекращение обязанности по уплате таможенных пошлин и налогов с даты вступления Таможенного кодекса ЕАЭС в силу в отношении условно выпущенных товаров, ввезенных в Республику Казахстан и помещенных под таможенный режим выпуска товаров для свободного обращения с освобождением от уплаты таможенных пошлин и налогов в рамках контрактов на недропользование до 1 июля 2010 года.

Прекращение обязанности по уплате таможенных пошлин и налогов по указанным выше условно выпущенным товарам означает признание таких товаров товарами ЕАЭС, что означает снятие их с таможенного контроля. В то же время нельзя забывать, что таможенные органы в течение пятилетнего срока исковой давности могут возвращаться к 5-летнему периоду нахождения товаров под таможенным контролем для проверки целевого использования товаров.

В заключение хотелось бы отметить, что Таможенный кодекс ЕАЭС будет регулировать вопросы порядка и условий перемещения товаров через таможенную границу ЕАЭС, порядка совершения таможенных операций, порядка уплаты таможенных платежей, проведение таможенного контроля и многие другие вопросы, относящиеся к ведению таможенных органов. Вопросы установления и применения мер тарифного и нетарифного регулирования, соприкасающиеся с вопросами таможенного регулирования, отнесены к компетенции другого законодательства ЕАЭС, поэтому важно учитывать изменения и в этих направлениях.