Никакого дефицита ГСМ в стране нет, пытался убедить казахстанцев министр энергетики Канат Бозумбаев. Пока президент не объявил г-ну Бозумбаеву выговор, а его заместителя г-на Магауова и вовсе уволили. Только после этого министерство энергетики признало: обеспечение казахстанцев бензинов – ежедневная головная боль ведомства.

Напомним, еще в сентябре тревогу начала бить национальная авиакомпания «Эйр Астана», которая не могла приобрести авиатопливо в нужном количестве (подробнее в 9-м номере «Энергетики и электрооборудования»). А в начале октября стало очевидно, что не хватает не только авиакеросина, но и других нефтепродуктов. На автозаправках выстроились очереди, где-то был только один вид бензина, где-то давали лишь по талонам.

В начале октября руководители минэнерго дали разъяснения о том, что проблемы с топливом временные и в ноябре – декабре ситуация должна стабилизироваться.

В Службе центральных коммуникаций 2 октября тогда еще вице-министр Асет Магауов прокомментировал ситуацию.
В вопросе ценового фактора влияние российского рынка для нас существенно, сказал он. «Если в среднем по году это составляет порядка 30 процентов от нашего рынка, то в летние месяцы, когда импорт был минимальный, доля российского продукта составляла порядка 15 процентов по бензину. И в сентябре она выросла до 30. Мы импортировали в сентябре благодаря активной работе наших крупных сетей АЗС 90 тысяч тонн 92-го бензина, то есть это составило существенную долю на нашем рынке. И, соответственно, с учетом дорогого продукта, средние затраты компании выросли, и есть тенденция к росту цены.

Те компании, которые полностью работают на импортном российском продукте, они уже цену заявили — от 151 до 155 тенге за литр. У компаний, которые работают частично на отечественном продукте, частично на импортном, цены пока еще держатся в районе 147-151 тенге за литр. Конечно, дальнейшая ситуация будет зависеть от конъюнктуры на рынке российской федерации, от доли импортных поставок и, конечно же, транспортные расходы, в зависимости, от удаленности российской федерации», — сказал Асет Магауов.
Как отметил вице-министр, с текущего года значительно вырос объем потребления по сравнению с 2016 годом. «То есть, фактически он составил по нашим оценкам — 2 млн 480 тыс тонн. Этот показатель вырос по сравнению с 9 месяцами 2016 года на 154 тысячи тонн.  И, соответственно, у нас аналогично выросло производство. В прошлом году, благодаря тому, что был завершен первый этап модернизации Атырауского НПЗ по комплексу ароматики, мы увеличили количество бензина на этом заводе, плюс в июне этого года был завершен первый этап на Шымкентском нефтеперерабатывающем заводе. И в целом, по сравнению с 9 месяцами 2016 года мы за 2017 год фактически произвели бензина на 200 тысяч тонн больше.

Но вместе с тем, конечно же, текущая ситуация складывалась из нескольких факторов: мы увидели, что за период с июля по сентябрь произошел существенный рост потребления в эти три месяца. То есть, из 154 тонн роста потребления порядка 110 тысяч тонн пришлись на летние месяцы. И если вначале июня у нас были хорошие остатки в целом по республике – и составляли 300 тысяч тонн бензина, вместе с тем, пошел разрыв цены между оптовым рынком Российской федерации и оптовым рынком Казахстана. Если на рынке Российской Федерации шел очень активный рост цены, то практически, начиная с 1 июня, цена 92-го бензина на границе Казахстана и Российской Федерации увеличилась с 517 долларов за тонну до 555, то есть на 7 процентов», — сообщил Асет Магауов.

Как отметил спикер, за этот же период прошла корректировка курса тенге по отношению к доллару, и он с 312 тенге за доллар увеличился до 340. То есть на 9 процентов. Эти два фактора привели к существенному удорожанию импортных поставок и, соответственно, объем импорта снизился. Если до июня месяца мы порядка 80 тысяч тонн ежемесячно импортировали, то в указанный период импорт составил порядка 40 тысяч тонн ежемесячно. «Соответственно, за эти три летних месяца наши ставки имели тенденцию к планомерному снижению. Чтобы не допустить его, точнее, смягчить влияние данных факторов, была увеличена переработка на Шымкентском нефтеперерабатывающем заводе. В сентябре дополнительно было поставлено 110 тысяч тонн. В октябре переработку увеличили на 110 тысяч тонн, и это дало нам порядка 50 тысяч тонн ежемесячно бензина с Шимкентского НПЗ. Вместе с тем, остатки на текущую дату снизились у нас до 125 тысяч тонн. Это составляет примерно 15 календарных дней нашего странового потребления», — пояснил Асет Магауов.
То есть в целом по республике эти запасы достаточно устойчивы, сказал вице-министр.
Конечно, по его словам, на отдельных сетях могут быть случаи недопоставок, когда могут запаздывать отгрузки вагонов с заводов. Но в целом, как подчеркнул Асет Магауов, это процесс управляемый и требует больше координации как внутри крупных сетей АЗС, так и со стороны министерства в вопросе рекомендаций для заводов и ресурсодержателей по отгрузке в тот или иной регион.
На следующий день, 3 октября, министр Бозумбаев отчитывался в правительстве. Вскоре, пообещал Канат Алдабергенович, по завершении модернизации на нефтеперерабатывающих заводах страны, ситуация стабилизируется.

Вынужденное увеличение импорта из России привело к росту цен, пояснил спикер, так как на территории нашего северного соседа бензин стоит дороже. Если в январе АИ-92 в Казахстане стоил 135 тенге, то в сентябре цена на него перевалила за 150 тенге, таким образом, рост составил 11%.

Министерство энергетики внимательно следит за ценовой ситуацией на рынке, добавил г-н Бозумбаев. Предпринимаются шаги, чтобы исправить текущую ситуацию.

Так, на Шымкентском НПЗ был увеличен план переработки в октябре на 110 тысяч тонн, что позволит обеспечить внутренний рынок дополнительными поставками бензина и дизельного топлива. За счет полной работы всех АЗС в ноябре планируется снизить долю импорта по бензину АИ-92 до 30% и до 20% в декабре, что поможет стабилизировать ситуацию.

В Алматы на тот момент «КазМунайГаз» продавал литр 92-го за 150 тенге, Royal Petrol – за 153, Sinooil – за 148.

Через несколько дней, 9 октября, Асет Магауов вновь проводит пресс-конференцию по ситуации на рынке ГСМ. В ней участвуют и представители «КазМунайГаза». Они сообщают, что литр АИ-92 стоит на заправках сети 152 тенге, но отпускают не более 20 литров в руки. При этом старший вице-президент по маркетингу и сбыту национальной компании Азамат Жангулов пытается убедить казахстанцев, что волноваться не о чем:

«Доступность есть, об этом говорит министерство, и мы это подтверждаем. На наших заправках очередей нет. Можно приехать заправиться. Понятно, что не будет полный бак, но на какое-то время нам хватит. И в ближайшее время мы ожидаем, что опять начнем полную свободную реализацию топлива».

Одна из ключевых причин топливного кризиса – это ремонт на нефтеперерабатывающих заводах страны. График ремонтов сбился, и одновременно на ремонт остановились два из трех заводов.

По словам вице-министра, изначально планировалось, что капремонты не совпадут по времени. «Весной был запланирован и проведен  вопрос о ремонте Шымкентского нефтеперерабатывающего завода, Павлодарский завод у нас по графику стоял летом, и осенью у нас по плану был Атырауский нефтеперерабатывающий завод», — сообщил г-н Магауов.

Спикер отметил особеннность капитальных ремонтов. «В рамках капремонтов в этом году проводилась модернизация заводов, а также установка оборудования, которое пришло. Чтобы завод два раза в год не останавливать на ремонт, было принято  решение совместить проведение ремонта и подключение новых установок. Во время летнего ремонта Павлодарского завода  было решено провести как ремонт самого завода, так и подключить установку. Но случились задержки в поставках оборудования, и было принято решение, чтобы не останавливать завод два раза в год — так как по регламенту мы должны были ремонт его летом провести, и осенью, когда пришлось бы подключать новое оборудование — было принято решение совместить установку и капремонт и перенести их на осень, чтобы дождаться оборудования и одновременно, отремонтировать действующее, так и запустить новое», — пояснил заместитель главы минэнерго.

По словам вице-министра, в рамках капремонта Атырауского нефтеперерабатывающего завода, который прошел сейчас, осенью, были проведены работы по установке и подключению нового оборудования. «Там единственное, установка каталитического крекинга на проектную мощность не вышла, но мы ожидаем, что с 1 ноября она заработает», — уточнил Асет Магауов.

А 10 октября на заседании правительства премьер-министр страны Бакытжан Сагинтаев дал понять, что он не на шутку обеспокоен ситуацией на топливном рынке и неэффективностью действий Министерства энергетики. Несмотря на все заверения профильного ведомства о том, что ситуация под контролем, г-н Сагинтаев констатировал: в регионах наблюдается дефицит, бензин продается по лимитам и талонам, в результате чего произошел рост цен.

Премьер выслушал доклады министра энергетики Каната Бозумбаева и главы «КазМунайГаза» Сауата Мынбаева. Министр, к слову, вновь подчеркнул, что дефицита нет.

«Если я говорил, что нет дефицита, я имел в виду, что остатки на нефтебазах есть. Остатки сейчас нарастают и увеличиваются. Я с каждым акимом разговаривал, предупредил, чтобы АЗС не придерживали бензин в ожидании повышения цены. Это недопустимо, будет ответственность», — уточнил он.

Эти доводы не убедили премьера.

«Заранее знали, еще в мае было написано письмо о том, что переносится ремонт Павлодарского нефтехимического завода с весны на осень, — отчитывал подчиненных премьер. — Все прекрасно понимали, что будет друг за другом поочередно останавливаться два завода и можно было прояснить ситуацию, заранее просчитать – какой объем, откуда, в какие регионы мы должны будем завозить, а не заниматься этим в сентябре. На пустом месте создали напряженность. И все ссылки на курсовую разницу, на цены у соседей, увеличение доли импорта. (…) Постоянные отговорки. Поэтому я не могу с этим согласиться. И это все считаю отговорками и уклонением от своих прямых должностных обязанностей. За это надо нести ответственность».

Бакытжан Сагинтаев подчеркнул, что в связи с тем, что дисциплинарные меры воздействия в отношении членов правительства принимает президент страны, в тот же день на имя главы государства будет внесено представление о выговоре министру энергетики РК Канату Бозумбаеву.

А дисциплинарные решения по вице-министрам – прерогатива премьер-министра. И он принял решение освободить от занимаемой должности вице-министра энергетики Асета Магауова, отвечавшего за этот участок. А председателю правления фонда «Самрук-Қазына» Умирзаку Шукееву глава правительства поручил сделать выговор Сауату Мынбаеву за ненадлежащее исполнение своих обязанностей, а его первого зама Данияра Берлибаева уволить.

В тот же день президент объявил выговор Канату Бозумбаеву «за ненадлежащее исполнение возложенных обязанностей, выразившееся в необеспечении должного контроля за внутренним рынком горюче-смазочных материалов». Его, по всей видимости, как и премьера, слова о том, что дефицита ГСМ нет, не убедили.

К критике Министерства энергетики подключились и депутаты. Коммунист Айкын Конуров вспомнил о том, что в Казахстане собирались строить четвертый нефтеперерабатывающий завод, но потом от этой идеи отказались в пользу модернизации существующих трех.

В депутатском обращении к премьер-министру поставлено несколько вопросов:

«1. Кто был инициатором решения отказаться от строительства четвертого нефтеперерабатывающего завода, о котором говорилось в Послании Президента народу Казахстан 17 января 2014 года?

2. Каковы долгосрочные целевые ориентиры по насыщению внутреннего рынка нефтепродуктами и по их стоимости?

3. Какие меры предпринимаются для развития конкуренции на рынке производства и продажи нефтепродуктов?

4. Просим предоставить информацию за 2016-2017 годы о результатах работы уполномоченных органов по защите прав наших граждан в сфере противодействия монополизации, ценового сговора, картельных соглашений на рынке оптовой и розничной продажи моторного топлива, угля и газа.

Фракция «Народные коммунисты» считает, что проблемы неэффективного управления нефтеперерабатывающей отраслью и огрехи в системе управления центральных и местных исполнительных органов власти, приводящее к дефициту и росту цен в Казахстане, недопустимо перекладывать на граждан, — продолжают г-н Конуров и его коллеги. — Считаем необходимым разработать и внедрить системную политику развития производства с целью обеспечить выпуск доступного и качественного отечественного топлива, навести жесткий порядок в сфере поставок угля и газа, а не прятаться за отменой регулирования и увольнением нескольких функционеров профильного министерства, местных исполнительных органов власти и квазигосударственного сектора».

В регионах местные власти также активно подключились к мониторингу цен на бензин и его наличие на заправках. В Павлодарской области, к примеру, аким Булат Бакауов  11 ноября выяснил, что на некоторых АЗС стоимость АИ-92 доходит до 170 тенге. А запасы в отдельных районах имеются лишь на два дня.

«Стоимость этого бензина не должна превышать 160 тенге за литр, — прокомментировал глава региона. – Акимы городов и районов должны понимать, что ПНХЗ будет стоять до 26 октября, и иметь ежедневные запасы топлива».

Отставки Магауова и Берлибаева были не единственными на той неделе. Генеральный директор дочки КМГ ТОО «ҚазМұнайГаз Өнімдері» Асылбек Карибаев покинул свой пост. Его сменил Куандык Кулмурзин, до этого возглавлявший департамент развития нефтяной промышленности в Министерстве энергетики. Решение об отставке единый акционер компании принял 12 октября.

Спустя несколько дней, 16 октября, президент встретился с министром энергетики и сделал выговор уже лично. Нурсултан Назарбаев отметил, что дефицит топлива в стране является результатом несвоевременного принятия мер со стороны правительства Казахстана и министерства энергетики по обеспечению рынка горюче-смазочными материалами.

«Министерство энергетики отвечает за вопросы топливно-энергетического комплекса страны. В том числе и за обеспечение внутреннего рынка горюче-смазочными материалами. Ситуация с их дефицитом в стране показала, что со стороны правительства и министерства энергетики допущена халатность и безответственность. Еще в мае месяце вы подписали график ремонтов НПЗ. И знали, что осенью два из трех заводов встанут на ремонт. Каждый год происходит подобное. Раз об этом знали, то должны были подготовиться и завести соответствующее количество энергоносителей для обеспечения населения ГСМ. Этого сделано не было», — сказал президент Казахстана.

Кроме того, глава государства указал на низкую эффективность ранее принятых министерством мер по стабилизации ситуации на рынке ГСМ.

«Вы вносите немало хороших инициатив, которые поддерживаются мною и правительством. Было предложено отменить государственное регулирование цен, чтобы избежать дефицита топлива. Однако на рынке снова нехватка ГСМ. В этой связи, по предложению правительства, я объявил вам выговор. И это равносильно освобождению от должности», — подчеркнул Нурсултан Назарбаев.

Канат Бозумбаев доложил президенту Казахстана о ходе работ по модернизации Павлодарского и Атырауского нефтеперерабатывающих заводов.

«Модернизации двух НПЗ завершается в этом году. В ноябре планируется запустить Павлодарский завод. Атырауский НПЗ предполагается завершить до 16 декабря. Здесь впервые будет использована установка каталитического крекинга, тем самым планируется увеличить объем нефтепродуктов и улучшить их качество», — сказал министр энергетики.

Г-н Бозумбаев проинформировал главу государства о планах по строительству установки каталитического крекинга и на Шымкентском НПЗ, что также позволит выпускать высокооктановый бензин.

Министр энергетики заверил Нурсултана Назарбаева, что в следующем году рынок Казахстана будет обеспечен высококачественным топливом, в том числе и авиационным.

В завершение встречи президент Казахстана еще раз напомнил об ответственности за обеспечение рынка ГСМ и поручил принять все соответствующие меры по недопущению дефицита топлива.

Спустя неделю после того, как премьер-министр высказал жесткую критику в адрес Министерства энергетики и уволил вице-министра, на следующем заседании правительства 17 октября он продемонстрировал, что следит за ситуацией. Бакытжан Сагинтаев подчеркнул, что вопросы обеспечения внутреннего рынка нефтепродуктами и углем находятся на личном контроле главы государства. Поручения ответственным госорганам по недопущению дефицита топлива даны и будут находиться на постоянном мониторинге.

Контролирующим органам в сфере естественных монополий поручено продолжить работу по выявлению ценовых сговоров. Координация вопросов по наличию ГСМ и угля на внутреннем рынке возложена на первого заместителя премьер-министра РК Аскара Мамина.

На заседании сената 19 октября о ситуации отчитывался уже вице-министр Бакытжан Джаксалиев (ранее, напомним, рынок ГСМ был сферой ответственности Асета Магауова, а Джаксалиев больше по электроэнергетике специализировался). Он рассказал, что «КазМунайГаз» закупил в России необходимые для стабилизации рынка ГСМ в Казахстане объемы топлива. Но при этом предупредил, что цены на бензин будут расти, потому что в РФ он дороже, чем в Казахстане. Заместитель главы минэнерго подчеркнул, что обеспечение населения и экономики страны нефтепродуктами – это постоянная головная боль министерства.

В конце месяца министр Бозумбаев еще пару-тройку раз выступил с обещаниями, что ситуация с дефицитом вот-вот наладится, однако цены на ГСМ будут выше привычных. Но казахстанцы все еще продолжали жаловаться на то, что бензин на заправках имеется не всегда.

А 28 октября с неожиданным заявлением выступил «КазМунайГаз». Национальная компания объявила о том, что сократит штат и не будет выплачивать премии работникам, чтобы была возможность снизить стоимость бензина.

«Для того чтобы избежать дисбаланса цен по республике и снизить возникающие убытки было решено установить единую розничную цену на бензин АИ-92 на всех АЗС КМГ на уровне 161 тенге за литр. Также было решено, что работникам центральных аппаратов АО НК «КазМунайгаз» направления «Переработка и маркетинг», АО «КазМунайГаз-переработка и маркетинг», ТОО «ҚазМұнайГаз Өнімдері» не будут произведены премиальные и бонусные выплаты за 2017 год», — говорится в сообщении компании.

«В целях снижения себестоимости конечного продукта планируется провести существенное сокращение расходов ТОО «ҚазМұнайГаз Өнімдері», в том числе сокращение штатной численности центрального аппарата», — резюмируется в сообщении КМГ.

И тогда же, 28 октября, Министерство энергетики призвало не создавать искусственный ажиотаж вокруг ситуации с обеспечением ГСМ. И дало подробный отчет об импорте бензина, наличии ГСМ в регионах. А главное – министерство сообщило, что 26 октября запущена работа на Павлодарском нефтехимическом заводе. И это давало реальную надежду, что на всех заправках страны в любое время можно будет купить топливо.

«В связи с последними публикациями в некоторых средствах массовой информации касательно отсутствия ГСМ в Южно-Казахстанской и Восточно-Казахстанской областях Министерство энергетики Республики Казахстан сообщает следующее.

По информации акимата Южно-Казахстанской области ситуация в регионе с обеспечением ГСМ стабильна, — говорится в пресс-релизе. — По ЮКО запасы АИ-92 – 7,156 тыс. тонн (8 дней). На подходе еще 10 тыс. тонн бензина марки АИ-92.

Реализация по крупным сетям АЗС («Гелиос», «ГазПромНефть», «Синойл») осуществляется без ограничений, в мелких реализация производится небольшими ограничениями.

Отгрузка бензина марки Аи-92 осуществляется стабильно в объеме 1000 тонн ежесуточно. На сегодня принято решение об увеличении отгрузки до 1500 тонн.

Между тем, по информации акимата Урджарского района ВКО, на АЗС района (18 АЗС) в наличии имеется 30 тонн бензина марки АИ-92, что обеспечит потребность до начала следующей недели.

Дополнительно к этому «КазМунайГаз» 27 октября местным сетям АЗС реализовал 10 тонн бензина АИ-92. На подходе еще 20 тонн бензина АИ-92. На следующей неделе в район будет доставлено 100 тонн бензина марки АИ-92.

Цена бензина АИ-92 в АЗС КМГ – 161 тенге, частные АЗС реализуют по цене 174-180 тенге за литр. По информации райакимата, ситуация под контролем, перебоев с ГСМ не наблюдается.

Между тем, в ВКО запасы АИ-92 – 4,5 тыс. тонн (9 дней), на подходе еще 6 тыс. тонн.

Отрузка по всему Казахстану ведется в обычном режиме, исходя из текущих остатков ГСМ на нефтебазах, объемов ГСМ в пути с отечественных НПЗ и объема импорта в пути.

Кроме того, отмечаем, что 26 октября возобновил работу после модернизации Павлодарский НХЗ, выпуск бензинов планируется в течение трех дней со дня запуска.

Также сообщаем, что в целях насыщения внутреннего рынка дизельным топливом летом 2016 года отменено государственное регулирование цен на дизельное топливо и бензин марки АИ-92. Таким образом, цена ни них на сегодняшний день формируется на основе спроса и предложения, то есть регулируется рынком.

Между тем, Министерство энергетики призывает не создавать искусственный ажиотаж вокруг ситуации с обеспечением ГСМ, а также распространять и публиковать заведомо провокационные, ложные и не проверенные  видео, фотоматериалы и сообщения».

Удастся ли министерству справиться с топливным кризисом – увидим, скорей всего, в ноябре – декабре.