Заместитель руководителя Департамента Комитета по регулированию естественных монополий, защите конкуренции и прав потребителей Министерства национальной экономики РК Наталья Шаяхметова ответила на вопросы нашего журнала.

— Общеизвестный факт – ежегодное повышение тарифов на услуги предприятий, подведомственных вашему комитету, приводит к материальным трудностям представителей местного бизнес-сообщества. Что, в свою очередь, тормозит развитие малого и среднего бизнеса. Наталья Николаевна, какие меры принимает комитет и его департаменты ля решения этой проблемы?

— В соответствии с пунктами 2 и 3 статьи 7 Закона РК «О естественных монополиях», субъект естественной монополии обязан предоставлять регулируемые услуги по предельным уровням тарифов, утвержденным уполномоченным органом.

Согласно пункту 22 статьи 3 этого же закона, предельный уровень тарифа – это максимальная величина тарифа на регулируемую услугу субъекта естественной монополии. Эта величина утверждается на долгосрочный период, а при необходимости – на каждый год в течение долгосрочного периода.

При этом обязанность предоставлять услуги по утвержденным тарифам не распространяется на субъекты естественных монополий малой мощности, а также на вновь созданные субъекты естественных монополий.

Руководствуясь данной нормой закона, департамент по Северо-Казахстанской области в 2015 году утвердил и ввел в действие с 1 января 2016 года предельные уровни тарифов на услуги по производству, передаче, распределению и снабжению тепловой энергией и на услуги по передаче и распределению электрической энергии для субъектов естественной монополии, которые не относятся к субъектам естественной монополии малой мощности в данных сферах естественных монополий.

В 2016 году утверждены предельные уровни тарифов с вводом в действие с 1 января 2017 года на услуги базового субъекта естественной монополии в сфере водоснабжения и водоотведения.

Предельные тарифы утверждены на каждый год в течение долгосрочного периода. Таким образом, в течение пятилетнего периода действия предельных тарифов не происходит повышение тарифов на услуги субъектов естественных монополий, оказывающих услуги в вышеуказанных сферах естественных монополий.

Следует, конечно, учесть, что у субъекта естественной монополии остается право в период действия предельного уровня тарифа обратиться в уполномоченный орган с заявкой для пересмотра  предельного уровня  тарифа в качестве  чрезвычайной регулирующей меры в связи с увеличением  стоимости стратегических  товаров. Однако практика показывает, что рост тарифов при этом незначительный и не превышает минимальной величины прогноза социально-экономического развития Республики Казахстан.

Таким образом, введение предельных уровней тарифов позволяет представителям местного бизнес-сообщества планировать свои расходы и развивать свой бизнес, поскольку данные тарифы утверждены на долгосрочный период (пять лет). Следовательно, ежегодное изменение предельных уровней тарифов на услуги субъектов естественных монополий предсказуемо, экономически обоснованно и не является тормозом для развития малого и среднего бизнеса.

— Вокруг   предельных тарифов немало споров, в чем преимущество их применения?

— Одно из преимуществ применения предельных уровней тарифов мы уже указали – это предсказуемость.  Следует также отметить, немаловажное преимущество в том, что проект предельного уровня тарифа и тарифной сметы формируется с учетом параметров, предусмотренных в проекте инвестиционной программы субъекта естественной монополии.

Согласно пункту 4 статьи 3 упомянутого выше закона, инвестиционная программа – это программа вложения и возврата средств, направленных на обеспечение энергосбережения и повышение энергоэффективности, расширение, восстановление, обновление, поддержку существующих активов, реконструкцию, техническое перевооружение основных средств, создание новых активов субъекта естественной монополии, регулируемого рынка, на краткосрочный, среднесрочный или долгосрочный периоды с целью получения технико-экономического эффекта, включающая в себя один или несколько инвестиционных проектов.

Таким образом, предусмотренные в утвержденной инвестиционной программе (проекте) объемы вложений в основные средства субъекта учитываются при расчетах прогноза предельного роста тарифов (цен, ставок сбора) на регулируемые услуги (товары, работы) на текущий период и долгосрочную перспективу.

Следовательно, применяемые предельные уровни тарифов позволяют обеспечивать возмещение стоимости затрат, необходимых для предоставления регулируемых услуг, получение прибыли для эффективного функционирования субъекта естественной монополии, в том числе для выполнения инвестиционной программы, что обеспечивает качественное и надежное оказание услуг.

— Проводится ли работа по совершенствованию тарифной политики?

— Работа по совершенствованию тарифной политики проводится на постоянной основе. В действующие нормативно-правовые акты, регламентирующие порядок тарифного регулирования, вносятся изменения и дополнения.

Так, исключена обязанность утверждения нормативной численности персонала, норм расхода сырья и материалов, нормативных технических потерь, согласование штатного расписания и предельного уровня оплаты труда руководящих работников административного персонала субъектов, что значительно упростило для субъекта естественной монополии порядок формирования заявки на утверждение тарифа и тарифной сметы.

Кроме того, приказом и.о. министра национальной экономики Республики Казахстан от 24 ноября 2015 года № 710 утвержден Особый порядок регулирования деятельности субъектов естественных монополий, привлекающих займы международных финансовых организаций и входящих в перечень субъектов естественных монополий, привлекающих займы международных финансовых организаций.

Проводится работа над новым проектом Закона Республики Казахстан «О естественных монополиях», в котором, наряду с затратным методом тарифного регулирования при формировании тарифов на услуги субъектов естественных монополий, планируется применять новые методы тарифного регулирования: стимулирующий, индексация, сравнительный анализ, заключение регуляторного соглашения. Наряду с проектом нового закона рассматриваются проекты методологии  формирования тарифов.

— Какие работы проводятся по снижению нормативных потерь энергии? Каковы показатели по экономии от снижения нормативных потерь?

— На территории области осуществляет деятельность одна энергопередающая организация — АО «Северо-Казахстанская Распределительная Электросетевая Компания» (АО «СКРЭК»), которая имеет протяженность электрических сетей около 13,44 тыс. км.

На балансе АО «СКРЭК» находятся также подстанции: 10/0,4 кВ – 2293 шт., 35 — 220 кВ – 163 шт. Все это в комплексе влияет на наличие нормативных технических потерь.

Так, на 2016 год АО «СКРЭК» были утверждены нормативные технические потери в размере 175,59 млн кВтч или 12% при отпуске в сеть 1463,311 млн кВтч. Фактические потери за 2016 год составили 120,26 млн кВтч или 9,05% при отпуске в сеть 1328,76 млн кВтч.

При цене покупки электрической энергии для возмещения потерь в размере 8,05 тенге за 1 кВтч, экономия составила 445,41 млн тенге.

В целях снижения потерь электрической энергии акционерным обществом проводится работа по внедрению АСКУЭ оптового и розничного рынка электроэнергии, реконструкция ВЛ-0,4 кВ в городе и области (с заменой голого провода на провод марки СИП), вынос приборов учёта на границу балансовой принадлежности.

Все эти мероприятия позволяют значительно снизить коммерческие потери электроэнергии, которые не превышают утвержденные нормативные технические потери. С 2010 года в АО «СКРЭК» отсутствуют сверхнормативные потери.