На заседании правительства 28 ноября министр по инвестициям и развитию Женис Касымбек доложил о ситуации с обеспечением промышленной безопасности на нефтегазовых месторождениях, трубопроводах, нефтеперерабатывающих заводах. Приводим тезисы из его доклада.

Одной из функций Министерства по инвестициям и развитию Республики Казахстан является реализация государственной политики в области промышленной безопасности. Министерству поднадзорно свыше 9 тысяч предприятий, включающих в себя более 230 тысяч опасных производственных объектов. В основном это подземные рудники и угольные шахты, карьеры и разрезы, месторождения добычи нефти и газа, металлургические, химические и нефтеперерабатывающие заводы, объекты атомной промышленности, магистральные трубопроводы.

Анализ ситуации за последние годы показывает, что основной показатель нашей деятельности в области промышленной безопасности, а именно безаварийная работа опасных производственных объектов имеет положительную динамику. Так, количество аварий в 2016 году по сравнению с 2008 годом снизилось на 60 % (с 58 до 23 аварий), количество пострадавших в результате аварий снизилось почти в 4 раза (с 102 до 28 человек).

За 10 месяцев текущего года на опасных производственных объектах республики произошло 11 аварий, за аналогичный период 2016 года – 14 аварий (снижение на 21 %), количество пострадавших составило 12 человек, количество погибших 4 человека.

Снижение количества аварий удалось добиться за счёт следующих мер:

Во-первых, это внедрение системы оценки рисков в области промышленной безопасности.

Согласно указанной системе все опасные производственные объекты разделены на две категории:

— высокой степени риска, где высока вероятность возникновения аварий;

— не отнесённые к высокой степени риска, где вероятность возникновения аварий незначительная.

Проверкам по графику подвергаются только объекты высокой степени риска. На остальных объектах проводятся внеплановые проверки и иные формы контроля.

Количество объектов высокой степени риска — 4578 (49,5 % от общего количества), объектов не отнесённых к высокой степени риска – 4673 (50,5 %).

Предусмотрено поощрение добросовестных предпринимателей в виде освобождения от проверок при отсутствии грубых нарушений, а также возможность их исключения из перечня опасных производственных объектов.

За 10 месяцев 2017 года проведено 1558 проверок, из них согласно графику – 923, внеплановых – 635. В ходе проверок выявлено более 40 тысяч нарушений, приостановлено 880 опасных производственных объектов представляющих угрозу жизни и здоровью людей, наложено 1821 штрафов на сумму более 124,5 млн тенге.

Для сравнения: в 2017 году Комитетом по чрезвычайным ситуациям МВД РК запланировано 18 880 проверок, Комитетом охраны общественного здоровья Министерства здравоохранения РК — 48 717 проверок.

Принятые меры повышают эффективность контрольно-надзорной деятельности, поскольку концентрируют её на более опасных объектах, при этом контроль за менее опасными объектами снижается.

Во-вторых, это совершенствование нормативной правовой базы в области промышленной безопасности

Так, с принятием в 2014 году Закона РК «О гражданской защите» министерством были переработаны и утверждены 26 Правил обеспечения промышленной безопасности для всех отраслей промышленности и опасных производственных объектов. При этом были исключены устаревшие нормы, напрямую не влияющие на безопасность и препятствующие развитию бизнеса. Например, исключены несколько видов испытаний оборудования, проводимых с участием государственного инспектора, исключены требования к расцветке и маркировке оборудования и т.д.

В рамках реформирования разрешительной системы сокращено более ста разрешительных процедур и оставлено всего лишь восемь государственных услуг.

Принятые меры снизили административную нагрузку и положительно повлияли на ведение бизнеса. В результате чего владельцы предприятий осознали уровень возлагаемой на них ответственности перед государством и экономическую выгоду безаварийной работы. Соответственно изменилось их отношение к соблюдению требований промышленной безопасности, что в конечном итоге выразилось в снижении аварийности опасных производственных объектов.

В-третьих, в целях усиления работы по профилактике и предупреждению аварий налажено конструктивное взаимодействие между уполномоченным органом и подконтрольными предприятиями.

С крупными предприятиями подписаны Меморандумы о взаимном сотрудничестве в области промышленной безопасности, проводятся совместные обследования опасных производственных объектов с выдачей рекомендации. В 2017 году подписано 185 меморандумов.

В ходе открытого диалога с представителями предприятий, профсоюзов, общественных объединений разъясняются нормы законодательства, решаются актуальные проблемы правоприменения, вырабатываются меры по устранению длительно действующих нарушений требований промышленной безопасности.

Ежегодно совместно с предприятиями формируется «Сводный план по техническому перевооружению опасных производственных объектов», в рамках которого за период 2009-2017 годов заменено 10 127 единиц оборудования и 536 технологических линий.

Однако, несмотря на проводимую Министерством работу и положительную динамику по снижению аварийности на опасных производственных объектах, надо признать, что 11 аварий и 4 погибших человека за 10 месяцев текущего года является негативным показателем.

Из 11 аварий в текущем году, 3 аварии были с групповыми несчастными случаями:

— на шахте «Казахстанская» Угольного департамента АО «АрселорМиттал Темиртау» произошёл выброс угля и газа, в результате которого пострадало 6 человек, в том числе 3 человека погибло;

— на дренажной шахте разреза «Богатырь» ТОО «Богатырь-Комир» произошла вспышка газовоздушной смеси, в результате аварии пострадало 3 человека;

— на нефтебазе ТОО «Гимарат» произошла вспышка нефтепродуктов, в результате пострадало 2 человека, в том числе 1 человек погиб.

По всем случаям аварий проведены расследования, установлены причины, разработаны мероприятия по их устранению, ведётся контроль исполнения.

В большинстве случаев ликвидацию аварий на опасных производственных объектах осуществляет РГП на ПХВ «Профессиональная военизированная аварийно-спасательная служба» (далее — РГП).

В подразделениях РГП, дислоцированных во всех регионах Казахстана находятся более 2200 высококвалифицированных профессиональных спасателей, 600 единиц аварийно-спасательной техники, 6700 единиц оборудования специального назначения.

В период с 2008 по 2017 годы РГП ликвидировано более 3800 аварий, спасено около 2000 человек и эвакуировано 18 000.

РГП также проводит работы по ликвидации аварий, связанных с нефтегазопроявлениями на бесхозных скважинах.

— в 2015 ликвидация аварии на бесхозной скважине с неустановленным номером месторождения Каратобе в Актюбинской области;

— в 2016 году ликвидация на бесхозных скважинах №5-Г и №12-Г месторождения Кумисбек в Атырауской области.

Кроме РГП, в Республике Казахстан существует порядка 40 частных аварийно-спасательных служб. В целях создания правовых условий для их деятельности, с учётом в том числе многочисленных обращений депутатов и субъектов рынка, мы фактически отменяем монополию РГП, путём внесения соответствующих поправок в Закон РК «О гражданской защите» в части исключения обязанности организаций заключать договоры на обслуживание только с профессиональными военизированными аварийно-спасательными службами и формированиями.

Вместе с тем, многие из частных аварийно-спасательных служб не имеют необходимого оборудования и квалифицированного персонала для ликвидации возможных аварий.

В мае 2017 года на месторождении Дараймола ТОО «Атыраумунай» в Атырауской области произошёл газовый выброс с последующим возгоранием (подробнее см. №5 журнала «Энергетика и электрооборудование» за 2017 год – ред.). Собственник опасного объекта имел договор на профилактические работы с частной аварийно-спасательной компанией ТОО «АБТ-тест», которая отказалась ликвидировать аварию. Авария была ликвидирована только после вмешательства РГП.

В связи с этим, предлагается рассмотреть вопрос установления ответственности аварийно-спасательных служб, не соответствующих квалификационным требованиям и нормам оснащения, а также упорядочить рынок оказания данного вида услуг.

Проведённый нами анализ показал, что на состояние промышленной безопасности в республике отрицательно влияют следующие основные факторы:

— высокий износ оборудования, зданий и сооружений, отработавших свой нормативный срок службы;

— несоблюдение владельцами опасных производственных объектов требований промышленной безопасности.

Для устранения данных факторов министерством планируется реализовать следующие меры.

Первое — это стимулирование промышленных предприятий к модернизации и автоматизации производств.

В рамках исполнения Вашего поручения (то есть поручения премьер-министра – ред.) по внедрению проектного управления министерством сформирован сквозной проект «Технологическое перевооружение базовых отраслей промышленности, включающего элементы Индустрии 4.0».

Четвертая промышленная революция набирает обороты во многих развитых экономиках мира. При этом особая роль отводится проникновению элементов автоматизации, роботизации и цифровизации производств.

Например, в Астралии на месторождении железных руд компании «Rio Tinto» эксплуатируются автономные грузовики, оборудованные радарами, лазерами, антеннами и системами GPS. Эти грузовики самостоятельно заправляются, ориентируются на дорогах и перекрестках и сообщаются с другими машинами, но дистанционно управляются людьми. Кроме того, там же создана полностью автономная железнодорожная система, которая связывает рудники с портом. Результатом автоматизации стало повышение эффективности производства и 100% исключение случаев травматизма среди персонала.

В нашей стране уже на сегодня ERG, «Казцинк» ведут работу по внедрению элементов «Индустрии 4.0» (Умный карьер, мобильное управлением персоналом, умная фабрика).

На предприятиях KAZ Minerals (Актогай и Бозшакол) внедрена система диспетчеризации и оптимизации производства.

В АО «Алтынтау Кокшетау» внедрена система мониторинга карьера в онлайн-режиме и промышленного интернета.

На большинстве рудников системообразующих предприятий реализованы системы по позиционированию и оповещению персонала.

В обрабатывающей промышленности на некоторых предприятиях, таких как ТОО «СарыаркаАвтоПром», ТОО «Жигермунайсервис», ТОО «Кайнар-АКБ», применяются роботизированные автономные комплексы.

Второе — это дальнейшее совершенствование нормативной правовой базы в области промышленной безопасности в соответствии с современными нормами и международными технологическими требованиями.

Министерством ведётся разработка концепции проекта Закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам промышленной безопасности».

Данным законопроектом предполагается:

1) сокращение перечня опасных производственных объектов;

2) усиление роли самих предприятий по осуществлению контроля за соблюдением требований промышленной безопасности;

3) переход к современным методам контроля и надзора в соответствии с международным опытом;

4) установление ответственности частных аварийно-спасательных служб.

Для подготовки изменений в нормативные правовые акты в области промышленной безопасности в сентябре текущего года созданы 5 рабочих групп с участием представителей НПП «Атамекен», аккредитованных организаций и других

представителей субъектов предпринимательства. Всего в рабочих группах участвуют 151 эксперт.

В соответствии с поручением главы государства по проведению масштабной ревизии государственных контрольных и надзорных функций, министерством проводится работа по сокращению 30% функций в области промышленной безопасности.

В целях уменьшения требований к деятельности проверяемых субъектов пересмотрены и согласованы с экспертной группой НПП «Атамекен» проверочные листы в области промышленной безопасности. Из более 10 000 вопросов проверок планируется сократить 3 000, что составляет 30%.

Реализация данных задач позволит снизить аварийность опасных производственных объектов, сохранив при этом жизни и здоровье наших граждан.