Тезисы доклада председателя Комитета по регулированию естественных монополий, защите конкуренции и прав потребителей Министерства национальной экономики РК на 16-ой Конференции ЭРРА по инвестициям и регулированию энергетики.

ЭЛЕКТРОСНАБЖЕНИЕ.

Электроснабжение в Казахстане состоит из нескольких процессов. Первый – производство электрической энергии (генерация), которая представлена традиционными станциями, использующими в качестве топлива уголь и природный газ, и возобновляемыми источниками энергии. Второй — передача электроэнергии по сетям межрегионального и регионального уровня. Третий — электроснабжение.

Если говорить про производство электрической энергии, то в настоящее время количество традиционных станций — 65. Тарифы на производство электрической энергии утверждены приказом Министерства энергетики Республики Казахстан от 27 февраля 2015 года № 160 и составляют:

· минимальный тариф — 5,04 тенге/кВтч (с НДС) или 0,0124 евро/кВтч (Бухтарминская ГЭС ТОО «Казцинк», ТОО «AES УК ГЭС», ТОО «AES Шульбинская ГЭС», АО «Шардаринская ГЭС», АО «Мойнакская ГЭС»);

· максимальный тариф — 16,44 тенге/кВтч (с НДС) или 0,0403 евро/кВтч (Sagat Energy).

Возобновляемые источники электрической энергии (ВИЭ) представлены ветровыми электростанциями (ВЭС), фотоэлектрическими преобразователи солнечной энергии (СЭС), биогазовыми установками (БиоЭС) и малыми гидроэлектростанциями (ГЭС). Так, общее количество ВИЭ в республике — 42. В том числе ВЭС — 7, СЭС — 15, БиоЭС — 1, ГЭС – 19).

Тарифы на электрическую энергию ВИЭ утверждены постановлением Правительства Республики Казахстан в июне 2014 года и составляют:

· ветровые электростанции — 25,29 тенге/кВтч (с НДС) или 0,062 евро/кВтч;

· ветровая электростанция «Астана ЕХРО-2017» мощностью 100 МВт, для преобразования энергии ветра — 65,28 тенге/кВтч (с НДС) или 0,164 евро/кВтч;

· фотоэлектрические преобразователи солнечной энергии — 38,76 тенге/кВтч (с НДС) или 0,095 евро/кВтч;

· малые гидроэлектростанции — 18,76 тенге/кВтч (с НДС) или 0,046 евро/кВтч;

· биогазовые установки — 36,31 тенге/кВтч (с НДС) или 0,089 евро/кВтч.

Более подробно об отраслях производства электрической энергии и ВИЭ будет рассказано в следующих докладах участников конференции. Я же более подробно доложу о регулировании в сфере естественных монополий: передача электрической энергии. Данная сфера регулируется Комитетом по регулированию естественных

монополий, защите конкуренции и прав потребителей Министерства национальной экономики Республики Казахстан.

Передача электрической энергии в Казахстане осуществляется:

— по сетям межрегионального уровня;

— и по сетям регионального уровня.

Передачу электрической энергии по сетям межрегионального уровня осуществляет АО «Казахстанская компания по управлению электрическими сетями «KEGOC» являющееся национальной компанией.

АО «KEGOC» имеет 360 воздушных линий электропередачи в габаритах 0,4 – 1 150 кВ общей протяжённостью 25 096,597 км (по цепям) и 78 электрических подстанций напряжением 35 – 1 150 кВ с установленной мощностью трансформаторов 36 662,55 МВА. Годовой объем передачи электрической энергии в 2017 году составляет 42,8 млрд кВтч.

Тарифы на услуги АО «KEGOC» утверждены комитетом в 2015 году на 5 лет. В текущем году, тариф составляет 2,50 тенге/кВтч с НДС или 0,006 евро/кВтч.

При этом объем инвестиций, который планируется привлечь в рамках утвержденных тарифов в течение 5 лет составляет 182,6 млрд тенге или 448 млн евро.

Передачу электрической энергии по сетям регионального уровня осуществляют 21 Региональные электросетевые компании (РЭК). При этом РЭК:

— имеет непосредственную технологическую связь со станцией, производящей электрическую энергию, либо с сетью межрегионального уровня;

— и владеет кабельными или воздушными линиями электропередачи не менее четырех классов напряжения (220, 110, 35, 20, 10 (6), 0,4 киловольт).

Для РЭК также утверждены тарифы со сроком действия 5 лет (на 2016 — 2020 годы) с инвестиционными обязательствами на сумму 260 млрд тенге или 637 млн евро.

Так, минимальный тариф на передачу электрической энергии регионального уровня составляет 2,43 тенге/кВтч (с НДС) или 0,006 евро/кВтч (Костанайская область), а максимальный тариф составляет 7,08 тенге/кВтч (с НДС) или 0,017 евро/кВтч (Южно-Казахстанская область).

Кроме того, передачу электрической энергии осуществляют 140 мелких энергопередающих компаний, имеющих собственные линии электропередачи небольшой протяженности. Наличие такого большего числа мелких энергопередающих компаний в одной цепочке поставки электрической энергии является проблемой, так как приводит к удорожанию конечной цены на электрическую энергию.

В этой связи, в июне 2017 года в Закон «Об электроэнергетике» были внесены дополнения, предусматривающие объединение мелких энергопередающих организаций с РЭК через усиление квалификационных требований для осуществления деятельности по передаче электрической энергии. Данные изменения позволят повысить надежность энергосистемы, сократить количество звеньев в цепочке передачи электроэнергии до конечного потребителя, оптимизировать расходы и, соответственно, снизить цену электрической энергии.

Что касается непосредственно электроснабжения, то данный вид деятельности является лицензируемым. Цены розничной реализации электрической энергии устанавливаются энергоснабжающими организациями по согласованию с комитетом.

При этом в Реестре организаций, имеющих лицензию на электроснабжение состоит 231 субъект. Госрегулирование цен распространяется только на 40 крупных ЭСО.

Так, минимальная цена на электрическую энергию для населения составляет 5,95 тенге/кВтч с НДС или 0,0146 евро/кВтч (ВКО), максимальная цена -19,69 тенге/кВтч с НДС или 0,0492 евро/кВтч (Акмолинская область).

Для юридических лиц минимальная цена на электрическую энергию составляет 16,76 тенге/кВтч с НДС или 0,0410 евро/кВтч (Павлодарская обл.), максимальная цена – 24,79 тенге/кВтч с НДС или 0,0607 евро/кВтч (Южно-Казахстанская обл.).

При этом максимальная цена на электрическую энергию для населения в Республике Казахстан составляет 19,69 тенге/кВтч или 0,0492 евро/кВтч занимает одно из последних мест по сравнению со странами Европы.

ГАЗОСНАБЖЕНИЕ

Газоснабжение в Казахстане также состоит из нескольких процессов: Первый — добыча газа недропользователями из местных нефтегазовых, газовых и газоконденсатных месторождений либо его импорт из России и Узбекистана. Второй — хранение природного газа в подземных хранилищах. Третий процесс — транспортировка газа по магистральным и распределительным газопроводам. Четвертый процесс — реализация газа потребителям.

Что касается хранения природного газа в подземных хранилищах, то данная услуга является сферой естественных монополий и тарифы на неё утверждаются комитетом. Хранение газа осуществляет АО «Интергаз Центральная Азия» в трех подземных хранилищах «Полторацкое» (Южно-Казахстанская область), «Акыртобе» (Жамбылская область) и «Бозой» (Актюбинская область).

Годовой объем хранения газа на 2017 год составляет 18,3 млрд кубометров.

Тариф на услуги по хранению газа утвержден со сроком действия 5 лет в размере 314,63 тенге/1000 м3 в месяц с НДС или 0,78 €/1000м3, с учетом реализации инвестиционной программы на сумму 26 млрд тенге без НДС (64,2 млн €).

Транспортировка газа по магистральным газопроводам на внутренний рынок также отнесена к сфере естественных монополий, и тарифы на данные услуги утверждаются комитетом.

Тарифы на услуги по транспортировке газа в целях транзита через территорию РК и экспорта за пределы РК устанавливаются субъектами естественных монополий самостоятельно.

Услуги по транспортировке газа осуществляются тремя субъектами: АО «Интергаз Центральная Азия», ТОО «Азиатский газопровод» и ТОО «Газопровод Бейнеу Шымкент».

Если говорить про АО «Интергаз Центральная Азия», то годовой объем транспортировки газа на внутренний рынок на 2017 год составляет 12,6 млрд кубометров.

Утвержденный комитетом на 5 лет тариф на транспортировку газа на внутренний рынок составляет 2 478,2 тенге/1000м3 с НДС или 6,12 €/1000м3.

При этом объем инвестиций в рамках утвержденного тарифа составляет 59,6 млрд тенге без НДС (147,2 млн €).

У ТОО «Азиатский Газопровод» годовой объем транспортировки газа на внутренний рынок на 2017 год составляет 1,3 млрд кубометров.

Тариф на услуги по транспортировке газа на внутренний рынок также утвержден на 5 лет и составляет 3 913,7 тенге/1000 м3 с НДС или 9,67 €/1000 м3.

Общий объем инвестиций за 5-летний период планируется в размере 122,8 млрд. тенге без НДС (303,5 млн. €).

Что касается ТОО «Газопровод Бейнеу-Шымкент», годовой объем транспортировки газа на внутренний рынок у данной компании на 2017 год составляет 3,8 млрд кубометров.

Тариф на услуги по транспортировке газа на внутренний рынок также утвержден на 5 лет в размере 20 239,5 тенге/1000 м3 (с НДС) или 50 €/1000 м3, с учетом инвестиций в размере 145,7 млрд тенге без НДС (359,8 млн €).

К сфере естественной монополии относится также и услуга по транспортировке газа по распределительным сетям. Транспортировка газа по распределительным газопроводам осуществляется только в 11 из 16 областей республики компанией АО «КазТрансГаз Аймак».

Тарифы на услуги АО «КазТрансГаз Аймак» утверждены комитетом отдельно для каждой области на 5-летний период и варьируются в пределах (с НДС):

— от 1 736 тенге/1000 м3 или 4,3 €/1000 м3 (Восточно-Казахстанская область);

— до 10 173,5 тенге/1000м3 или 25 €/1000м3 (Кызылординская область).

Общий объем инвестиций на 5 летний период составляет 121 млрд тенге без НДС.

Что касается розничной реализации природного газа, то, согласно Предпринимательскому кодексу Республики Казахстан, на данную услугу распространяется государственное регулирование цен.

Цена согласовывается Комитетом в соответствии с Правилами ценообразования на общественно значимых рынках (приказ Министра национальной экономики Республики Казахстан от 1 февраля 2017 года № 36).

Реализация природного газа в 11 областях Республики осуществляется крупным поставщиком АО «КазТрансГаз Аймак».

При этом, установленные цены варьируются (с НДС):

— от 8,01 тенге/м3 (0,02 €/м3) в Атырауской области;

— до 36,45 тенге/м3 (0,09 €/м3) в Алматинской области.

Общий объем реализации газа составляет 10,7 млрд кубометров.

В остальных 4 регионах, не охваченных природным газом, потребителям поставляется сжиженный нефтяной газ.

Розничная реализация сжиженного нефтяного газа через групповые резервуарные установки осуществляется 7 субъектами и также подпадает под государственное регулирование цен.

В настоящее время цена на услуги по реализации сниженного нефтяного газа через групповые резервуарные установки варьируются (с НДС):

— от 136,6 тенге/м3 (0,34 €/м3) в Карагандинской области ТОО «Темир Газ»;

— до 489,9 тенге/м3 (1,21 €/м3) в Северо-Казахстанской области ТОО «Горгаз сервис».

ТАРИФНАЯ ПОЛИТИКА

Основной целью проводимой тарифной политики является привлечение инвестиций в сферы передачи электрической энергии и транспортировки газа по магистральным и распределительным газопроводам для обновления и модернизации основных активов, снижения потерь и повышения качества предоставляемых услуг.

Как я уже выше отмечал, с 2015 года в Казахстане внедрена новая тарифная политика по переходу субъектов естественных монополий на долгосрочные инвестиционные тарифы со сроком действия 5 и более лет.

Если коротко коснутся самого механизма формирования тарифа, то тарифы на услуги субъектов формируются исходя из:

— экономически обоснованных затрат, непосредственно относимых к оказанию услуг и определяемых в соответствии с Особым порядком формирования затрат (приказ АРЕМ РК от 25 апреля 2013 года № 130-ОД);

— и прибыли, рассчитанный согласно Инструкции по расчету ставки прибыли на регулируемую базу задействованных активов для субъектов естественной монополии (приказ АРЕМ РК от 27 января 2003 года № 17-ОД).

Кроме того, в отношении субъектов естественных монополий, привлекающих займы международных финансовых организаций может быть применим Особый порядок регулирования (приказ МНЭ РК от 24 ноября 2015 года № 710).

Данный особый порядок, был разработан и утвержден по итогам проведенного ЕБРР исследовательского проекта «Регулирование в инфраструктуре и разработка тарифной политики».

Преимущества Особого порядка:

1. Короткий срок рассмотрения заявки – 45 дней против 180 дней.

2. Принятие фактических затрат за предыдущий год.

3. Предоставление 30% свободной прибыли в случае достижения показателей качества, надежности и эффективности.

Необходимо отметить, что комитетом ежегодно осуществляется контроль за исполнением субъектами утвержденных тарифных смет и инвестиционных программ.

Так, при утверждении тарифа комитетом также утверждается тарифная смета.

Инвестиционная программа субъектов в сфере передачи электрической энергии утверждается комитетом совместно с министерством энергетики и местными исполнительными органами, а субъектов в сфере транспортировки газа утверждается комитетом совместно с министерством энергетики.

Ежегодно до 1 мая субъект естественной монополии представляет в комитет отчет об исполнении тарифной сметы. А отчет об исполнении инвестиционной программы предоставляется в комитет, министерство энергетики и местные исполнительные органы.

В случае неисполнения тарифной сметы и инвестиционной программы субъекту утверждается компенсирующий тариф.

Сам процесс утверждения тарифов, контроль исполнения тарифных смет и инвестиционной программы публичен.

Так, на стадии рассмотрения заявки субъекта на утверждение нового уровня тарифа проводятся публичные слушания с приглашением депутатов парламента РК, государственных органов, потребителей и их общественных объединений.

Кроме того, ежегодно субъект:

— отчитывается перед потребителями и иными заинтересованными лицами о деятельности по предоставлению регулируемых услуг;

— размещает в средствах массовой информации, в том числе на своем интернет ресурсе либо интернет ресурсе комитета, отчеты о деятельности по предоставлению регулируемых услуг, об исполнении тарифных смет и инвестиционных программ, информацию о тарифах.