Ноябрь начался с громкого увольнения генерального директора Павлодарского нефтехимического завода Шухрата Данбая. На ПНХЗ он трудился с 2003 года, еще при предыдущих собственниках, тогда он был заместителем гендиректора, а в 2009 году вернулся на завод уже генеральным директором. «Вы провалили работу», — сказал г-ну Данбаю министр энергетики Канат Бозумбаев. Напомним, ранее должности лишился вице-министр Асет Магауов, которого также посчитали виновным в топливном кризисе.

История о сварщике

Ситуация на рынке ГСМ этой осенью сложилась крайне неблагоприятная. Вице-министра энергетики уволили, а его шеф Канат Бозумбаев получил выговор от президента. В ведомстве неоднократно обещали, что вот-вот завершится модернизация на трех крупных нефтеперерабатывающих заводах, и Казахстан сможет полностью обеспечить себя топливом. Вот только эта модернизация никак не завершалась.

Данияр Тиесов

Первого ноября министр провел рабочее совещание по вопросу хода модернизации Павлодарского нефтехимического завода (ПНХЗ) с участием и.о. исполнительного вице-президента по транспортировке, переработке и маркетингу нефти АО «НК «КазМунайГаз» Данияра Тиесова и генерального директора ТОО «ПНХЗ» Шухрата Данбая.

На совещании было констатировано отставание по срокам завершения модернизации и запуска необходимых установок для производства высокооктановых бензинов и дизельного топлива в ТОО «ПНХЗ».

Напомним, что сроком завершения модернизации ТОО «ПНХЗ» было определено 26 октября, а Атырауского нефтеперерабатывающего завода — 16 сентября. Однако АО «НК «КазМунайГаз» перенес сроки на первую половину декабря текущего года.

Министр Бозумбаев поручил принять экстренные меры обеспечения внутреннего рынка высокооктановым бензином и дизельным топливом в ближайшие сроки. Канат Алдабергенович сказал, что до 8 ноября необходимо подключить установку производства высокооктанового бензина и в ближайшее время — установки производства дизельного топлива.

Если сроки будут сорваны, то топ-менеджеры «КазМунайГаза» могут потерять работу, пригрозил глава ведомства.

А спустя неделю, вечером 7 ноября, стало известно об увольнении Шухрата Данбая. Министерство энергетики распространило пресс-релиз следующего содержания:

«7 ноября министр энергетики Канат Бозумбаев провел рабочее совещание, где обсуждались текущие вопросы модернизации трех НПЗ Казахстана. Каждый из топ-менеджеров доложил сложившуюся обстановку на заводах и новых сроках производства достаточного количества всех видов ГСМ.

По информации генерального директора ПНХЗ Шухрата Данбая, испытание новой установки католитического крекинга – оборудования, позволяющее производить большой объем высокоактанового бензина класса Евро-4 и Евро-5 — намечено на 10 ноября. Однако, как выяснилось, существует еще одна большая проблема – на заводе уже несколько недель не работает установка производства водорода,

необходимого для выработки дизельного топлива. Его ремонт может затянуться до середины декабря, что за собой может повлечь дефицит дизтоплива в стране.

Шухрат Данбай

«Уже идет снижение производства дизельного топлива на заводе в ноябре и декабре со 150 тыс. тонн до 25 тыс. тонн, то есть минус 125 тыс. тонн ежемесячно. Это вопиющий случай. Вы провалили работу», — обратился Канат Бозумбаев к Шухрату Данбаю.

Как сообщил в свою очередь председатель правления АО «НК «КазМунайГаз» Сауат Мынбаев, компания в убыток себе решит сложившуюся проблему, закупив импортное (российское) дизельное топливо для реализации на внутреннем рынке по нынешней рыночной цене – 157-160 тенге за литр.

По итогам совещания в министерстве энергетики РК решением Совета директоров АО «КазМунайГаз — переработка и маркетинг» Данбай Шухрат Абдурашитович освобожден от занимаемой должности. Исполняющим обязанности генерального директора ТОО «ПНХЗ» назначен Алсеитов Оспанбек Балтабаевич». Г-н Данбай прокомментировал телеканалу КТК свое увольнение: «На Павлодаре 100% завершена модернизация ПНХЗ. И хочу, чтобы на это обратили внимание. Что этот тяжёлый проект мы, в конце концов, завершили, как и обещали. Я вообще привык так… Не обсуждаю решения руководства. Мы находимся на своём боевом участке, мы полевые генералы, которые решают ежедневно какие-то задачи».

И тот же телеканал КТК сообщил, что 7 ноября в Уральске литр дизельного топлива продавали уже по 219 тенге. А в Кокшетау злоумышленники проникли в офис частной организации и, помимо компьютера и денег, похитили талоны на бензин АИ-92. Кризис набирал обороты.

Спустя два дня после увольнения г-на Данбая компания «КазМунайГаз» подтвердила свои намерения держать ситуацию с ГСМ под контролем. Генеральный директор ТОО «ҚазМұнайГаз Өнімдері» Куандык Кулмурзин сообщил, что в соответствии с поручением правительства КМГ закупила в России 90 тысяч тонн дизельного топлива. По словам г-на Кулмурзина, топливо в приоритетном порядке направится в северные, западные и центральные регионы, в связи с сезонным снижением температуры в этих регионах. А за обеспечение юга отвечает Шымкенский НПЗ. При этом КМГ пообещал казахстанцам удерживать цену на солярку на уровне 155 – 160 тенге вне зависимости от того, продается казахстанское или импортное топливо.

А через неделю после увольнения гендиректора ПНХЗ «КазМунайгаз» сообщил подробности возникших на заводе технических проблем. Виноват оказался местный сварщик, имя которого не разглашается. Дело было так. 20 октября на заводе начались сварочные работы на установке по производству водорода. Неожиданно на новой дорогущей установке появилась трещина. Ошибку, как оказалось, допустил местный сварщик, не имевший ни специального оборудования, ни должной квалификации.

Теперь установке требуется новая деталь, ее ближе к концу ноября доставили из Великобритании. Прибыли из-за моря и зарубежные сварщики, которым КМГ доверил ремонт на нефтехимическом заводе. Исполняющий обязанности исполнительного вице-президента по транспортировке, переработке и маркетингу нефти АО «НК «ҚазМұнайГаз» Данияр Тиесов пообещал, что к концу года ремонт будет завершен и ПНХЗ вернется к нормальному объему производства дизельного топлива.

Эта история имела серьезный резонанс. Ее активно обсуждали в социальных сетях. Казахстанцы шутили о том, как ошибка одного сварщика может отразиться на целой стране.

Тенденции на рынке

Между тем, по данным Energyprom.kz, объем инвестиций в нефтепереработку увеличивается второй год подряд. Логично предположить, что связано это с модернизацией трех казахстанских НПЗ.

За январь-сентябрь текущего года общая сумма инвестиций в основной капитал предприятий, производящих кокс и продукты нефтепереработки, составила 259,6 млрд тенге. Это на 100,8 млрд тенге, или на 63,5% больше объемов инвествливаний за аналогичный период прошлого года.

Резкое усиление инвестиционного внимания к отрасли было зафиксировано в прошлом году: за 9 месяцев 2016 года в нефтепереработку было вложено в 3 раза больше средств, чем за аналогичный период 2015 года. Сумма инвестиций выросла с 51,4 млрд тенге до 158,8 млрд тенге.

Увеличение инвестиционных вливаний уже отражается в динамике производства продукции нефтепереработки. В частности, выпуск моторного топлива (в т.ч.бензина) после сокращения в 2015 году, в 2016 году в январь-сентябре увеличился на 4,4%, а уже в этом году прирост составил 6,1%.

Производство топочного мазута после 4 лет сокращения в этом году увеличилось на 5,5%.

При этом выпуск дизельного топлива, напротив, сократился за год на 3%.

Экстраординарный рост инвестиций в основной капитал НПЗ и производителей кокса идет по всем фронтам: сами предприятия нарастили вливания за последний год на 51,6%, привлечение заемных средств и кредитов банков увеличилось в 3,7 раза, поток иностранных инвестиций усилился на 3,9%.

Примечательно внимание к отрасли сторонних инвесторов, еще 2 года назад основная доля инвестиций в основной капитал являлась самофинансированием (80,8%). В этом же году собственные средства составляют 43% вложенных инвестиций, заемные средства — 31,8%, иностранные инвестиции — 25,2%.