Депутаты нижней палаты парламента 29 ноября одобрили во втором чтении проект Кодекса «О недрах и недропользовании». Ожидается, что этот судьбоносный для отрасли документ будет окончательно принят до конца 2017 года.

Нурлан Нигматулин

После обсуждения и одобрения проекта кодекса спикер мажилиса Нурлан Нигматулин подвел краткие итоги проведенной работы: «Мы завершили большую и очень важную работу над проектами трёх новых кодексов – Налогового, Таможенного и сегодняшнего, Кодека «О недрах и недропользовании» – введение в действие которых создаёт благоприятные правовые условия для перехода нашей страны на новый уровень экономической, технологической и инфраструктурной модернизации в рамках президентской программы Третьей модернизации Казахстана, — отметил председатель нижней палаты. Его слова цитирует пресс-служба парламента.

При этом спикер подчеркнул, что значение Кодекса «О недрах и недропользовании» в том, что с его принятием впервые все нормы, регулирующие отношения в сфере недропользования, аккумулированы в одном законодательном акте. «Тем самым, на наш взгляд, будут созданы условия для повышения эффективности добывающих секторов экономики. Условия как для самих недропользователей, так и для инвесторов», — заключил г-н Нигматулин.

О кодексе в двух словах

Министерство энергетики дает краткое описание норм, которые войдут в будущий кодекс. По информации ведомства, в своем послании глава государства обозначил необходимость принятия проекта кодекса до конца 2017 года. Кроме того, проект кодекса разработан во исполнение поручений главы государства, озвученных в 74 и 75 шагах Плана нации.

Основными целями проекта кодекса являются:

1. совершенствование законодательства в сфере недропользования;

2. улучшение инвестиционного климата;

3. обеспечение восполнения минерально-сырьевой базы.

Кодекс содержит общую и особенную части.

В общей части закреплены основополагающие положения законодательства о недрах, которые носят универсальный характер и не зависят от вида полезных ископаемых. В их числе: определение права недропользования, общие требования к операциям по недропользованию, принципы законодательства о недрах и недропользовании, система государственного управления и другое.

В особенной части раскрыты и детально урегулированы процедуры предоставления права недропользования, условий проведения операций по недропользованию по видам полезных ископаемых, особенности осуществления государственного контроля.

Такой подход позволил предусмотреть особенности регулирования недропользования с учетом видов полезных ископаемых.

Кодекс о недрах содержит ряд ключевых новшеств, призванных улучшить инвестиционный климат, а также разрешить существовавшие проблемы отрасли. Эти новшества включают следующее:

§ Вся информация о недрах в госфондах становится общедоступной.

§ Открытой становится информация о недропользователях, условиях недропользования и конечных бенефициарах – лицах и государствах, прямо или косвенно контролирующих недропользователя.

§ Полезные ископаемые разделены на две основные группы:

§ углеводороды (УВС) – нефть, газ, природный битум.

§ твердые полезные ископаемые (ТПИ)

§ Техногенные минеральные образования (ТМО) являются собственностью недропользователя на время действия лицензии на недропользование и переходят к государству после ее прекращения, если не вывезены с участка недр.

§ Лицензионный режим: геологическое изучение частными лицами, разведка и добыча ТПИ, использование пространства недр, старательство.

§ Контрактный режим: разведка и добыча углеводородов, добыча урана.

Одной из ключевых проблем действующего Закона о недрах является недостаточная прозрачность процедур выставления участков недр для целей предоставления права недропользования. У инвесторов нет понимания относительно того, когда и в какие участки недр они могут инвестировать средства в разведку и добычу в среднесрочной перспективе.

Для обеспечения прозрачности и предсказуемости государственной политики в части предоставления права недропользования в проекте кодекса предусмотрено принятие Программы управления государственным фондом недр, в которой будут закреплены направления развития отрасли и перспективы по предоставлению участков для целей недропользования.

Для решения этих задач при подготовке проекта кодекса Министерством энергетики принимаются меры по:

1) упрощению доступа к контрактам на недропользование;

2) внедрению международной системы стандартов отчетности по запасам;

3) стимулированию инвестиций в геологоразведку;

4) устранению излишних административных барьеров, сокращению процедур и сроков;

5) устранению имеющихся пробелов в законодательстве, влекущих риски сторон контрактов на недропользование;

6) четкому урегулированию переходных положений;

7) обеспечению реализации кодекса на подзаконном уровне.

Мнения экспертов

Жумагельды Елюбаев

В интервью нашему журналу один из разработчиков этого масштабного документа, глава Казахстанской ассоциации юристов нефтегазовой отрасли Жумагельды Елюбаев высказал мнение по поводу будущего Кодекса «О недрах и недропользовании»:

«Будем надеяться, что кодекс поможет и в плане привлечения иностранных, и, в первую очередь, национальных инвесторов. Уже сейчас мы знаем, что несколько будет упрощена процедура предоставления права на недропользование в виде разведки недр. В сфере твердых полезных ископаемых внедряется австралийская система: «первый пришел — первый получил». В сфере углеводородного сырья этого принципа не будет. Будет прежний принцип.

По крайней мере, кодекс хорош тем, что не исключает те новеллы, которые были в начале 90-х годов. В частности, предоставление стратегических участков по контрактам. Это очень хороший принцип, потому что получение права на недропользование на условиях контракта – цивилизованный подход, основанный на передовой международной практике. Он как раз способствует привлечению инвестиций, потому что при получении контракта обеспечивается много условий. В частности, это стабильность контрактных положений, стабильность законодательства, вопросы разрешения споров, процедур разрешения споров. То есть все это оговаривается в контрактах. Стабильность законодательства, стабильность контрактов – это, в принципе, одно из главных правил для того, чтобы привлекать инвесторов.

Если инвестор не уверен в том, что обеспечивается стабильность контрактов, то, естественно, он не может рисковать. Потому что в сферу недропользования, как правило, вносятся большие инвестиции, капиталы. Это миллиарды, десятки миллиардов долларов США даже на первоначальном этапе. Каждый инвестор, инвестировав капитал, надеется не только вернуть свои деньги, но еще и прибыль получить».

Балтабек Куандыков

Глава Казахстанского общества нефтяников-геологов Балтабек Куандыков также позитивно оценивает будущий кодекс. В интервью нашему журналу он сказал:

«Принятие Кодекса о недрах должно иметь решающее значение для дальнейшего развития и модернизации горнодобывающей и нефтяной отраслей Казахстана. Такой кодифицированный законодательный акт позволит объединить и синхронизировать действие разрозненных нормативно-правовых актов, регламентирующих деятельность недропользователей, коренным образом улучшить инвестиционный климат и повысить транспарентность в сфере недропользования. А также привести в соответствие с международными стандартами процедуры, связанные с реализацией прав недропользователей, придать дополнительный импульс максимально широкому развитию геологоразведки и рациональной, эффективной добыче полезных ископаемых в Казахстане».

Впрочем, нередко бывает так, что прекрасные инициативы разбиваются о быт практического применения или же тонут в многочисленных изменениях и дополнениях. Так что сможет или нет Кодекс «О недрах и недропользовании» стимулировать геологоразведку и привлечь инвестиции, покажет время.