В настоящее время все большее внимание приковывают к себе трудноизвлекаемые запасы нефти и газа, связанные как с физико-химическими свойствами самой нефти, так и с условиями залегания углеводородов, к примеру, сверхглубокие трещиноватые карбонатные коллектора. Причиной этому является снижение открытий новых нефтяных месторождений с 1995 года (по данным исследовательской компании IHS).

Карбонатные коллектора в отличие от терригенных требуют особого подхода, тем более находящиеся на шельфе при глубинах залегания свыше 5 км с развитой сетью трещин. В изучение карбонатных коллекторов нефти и газа, в решение проблем их моделирования внесли свой вклад А.И. Конюхов (1976), Е.М. Смехов (1974, 1985), Дж. Л. Уилсон (1980), Чилингарьян Г.В. (1992), Багринцева К.И. (2003), Уэбер, Л.Дж. (2003), Клайд Х.М.(2013), Нарр У. (2006) и другие.

Одной из методик, ведущих к эффективной разработке трещиного коллектора, является учет вторичной пористости и проницаемости, вследствие чего необходимым условием является создание модели трещин. В мировой практике подобные модели были построены для месторождений России (Чегодайское, Приобское), Ирана (Раг-и-Сафид, Гечсаран, Парси), Омана (Далиль), Колумбии (Ла-Оча), Китая (Бьендонг), Казахстана (Тенгиз) и т.д.

Целью работы является создание модели трещиноватости на основе интерпретации имиджей пластовогомикросканера (FMI, EI) по месторождению Кашаган.

Основными причинами создания модели трещин являются:

· отсутствие этой модели и как следствие неопределенность объема запасов нефти втрещиной части;

· необходимость улучшения прогнозируемости гидродинамических расчетов в силу влияния трещин на приток флюида к стволу скважины

Модель трещиноватости позволяет оценить фильтрационно-емкостные свойства трещин (вторичные пористость и проницаемость) и их распространение в пределах коллектора. В рамках этой работы были задействованы только проводящие трещины. Однако стоит заметить, что на статических и динамических имиджах также хорошо прослеживаются направления минимального горизонтального стресса в виде вывалов, максимального горизонтального стресса (техногенные трещины), и залеченные трещины.

Проводящие трещины представлены аномалиями проводимости ввиду их заполнения проводящим буровым раствором. Данные имеют строгую азимутальную привязку, что позволяет детально определить элементы залегания трещин, рассчитать их плотность и раскрытость. Залеченные трещины распознавались как аномалии сопротивления из-за присутствия высокоомных материалов – кальцита и кварца. Проводящие трещины обозначены черным цветом (рисунок 1). В отличие от границ слоев, трещины могут быть выделены частью «синусоиды».

Результатами интерпретации, необходимыми для моделирования, являются плотность трещин, апертура (раскрытость, ширина), азимуты и углы падения трещин.

Следующим этапом работы по созданию модели трещинноватости на основе результатов интерпретации FMI-каротажа является увязка интервалов

трещинноватости с данными кавернометрии, пластоиспытателя MDT, PLT, опробования, термометрии, ядерно-магнитного каротажа, фотографиями керна.

При сопоставлении средней плотности трещин на платформенной и римовой частях выявлено, что на риме плотность трещин выше в 1,5-2 раза. Также платформенной части присуща тенденция снижения плотности трещин от башкирского до нижневизейского А2 с дальнейшим увеличением в Б2.

При анализе плотности трещин и пористости по всем фациям проявлялась обратная зависимость вплоть до полного отсутствия трещиноватости выше некоторого значения пористости.

Соответственно пределы пористости, по которым ограничивается трещиноватость фаций платформы, рима и транзитной зоны составляют 0-15%, 0-10% и 0-5% соответственно. Выше этих значений встречаются единичные трещины, которыми можно пренебречь.

Неопределенными параметрами при моделировании трещин являются длина и ширина трещины, а так же ее форма. Методики, предложенные в моделях НКОК и ТШО для месторождений Кашаган и Тенгиз соответственно, не объясняют возможность определения данных параметров и взяты по аналогии из других источников. В данной работе для неопределенных параметров применены настройки оператора.

C:\4_me\Шлюмы\Конференция_2015\Новый рисунок (2).png

Рисунок 1 — Планшет по скважине, выделение границ слоев (зеленым), «залеченных» трещин (коричневым), проводящих трещин (черным)

Повышение достоверности DFN модели, в том числе расчет длины и ширины трещин возможно при детальном анализе литологии и выявлении отдельных групп пород, наиболее подверженных трещиноватости при определенном напряжении (при процессах растяжения, сжатия), также важны причины возникновения этих напряжений.

Примечание: в данной работе представленные численные параметры являются приближенными по причине того, что данные параметры являются

конфиденциальной информацией ТОО «НИИ ТДиБ «КМГ», при этом авторы сохранили общую тенденцию (т.е. значения были изменены пропорционально).

ЛИТЕРАТУРА

1. Paola Ronchi, Andrea Ortenzi, Ornella Borromeo, Michele Claps, and William G. Zempolich.“Depositional setting and diagenetic processes and their impact on the reservoir quality in the late Visean–BashkirianKashagan carbonate platform (Pre-Caspian Basin, Kazakhstan).” AAPGBulletin, v. 94, no. 9, September 2010, pp. 1313–1348.

2. Чертенков М.В., Касимов А.Н. Выявление зон улучшенных коллекторов трещинного типа на основе комплексного анализа данных ВСП и FMI// Технологии сейсморазведки. 2008. №4. С.40-43;

3. Справочное руководство Schlumberger. FMI-HD (High-definition formation microimager), 2013

4. D. Arlatto, M. Confafril, G. Maletti, Agip, R. Trice, Enterprise,V. Pons. АнализтрещиноватостикарбонатовбассейнаВалд’Агри // ТехнологииТЭК. 2005. №2. С.40-44;

5. Wayne Narr1, Dennis J. Fischer2, Paul M. (Mitch) Harris1, Thomas Heidrick2, Ben T. Robertson2, and Karen Payrazyan. “Understanding and Predicting Fractures at Tengiz – A Giant, Naturally Fractured Reservoir in the Caspian Basin of Kazakhstan.” AAPG Hedberg Conference, “Carbonate Reservoir Characterization and Simulation: From Facies to Flow Units,” El Paso, Texas, March 14- 18, 2004

Ж.К. Шарипов
НИИ «Технологии добычи
и бурения «КазМунайГаз»,
г. Астана, Казахстан