В Южно-Казахстанской области энергоснабжающие организации планируют представить заявку на повышение тарифа по электроэнергии с вводом действия 1 января 2018 года. И на то есть серьезные причины.

В Южно-Казахстанской области насчитывается 9 транспортирующих предприятий, начиная с региональной энергопередающей компании, протяженность сетей которой насчитывает 22942 км, до мелких предприятий с протяженностью сетей от 1,5 км.

Согласно действующему законодательству в части обязательного утверждения предельного уровня тарифов на 5 и более лет, для ТОО «Оңтүстік Жарық Транзит» приказом Департамента Комитета по регулированию естественных монополий, защите конкуренции и прав потребителей МНЭ РК утвержден предельный уровень тарифа на услугу по передаче и распределению электрической энергии на 2016-2022 годы. С 1 января 2017 года тариф составляет 6,32 тенге/кВт/час без НДС. Заявки по другим предприятиям энергетической отрасли не поступали.

Однако энергоснабжающие организации (далее — ЭСО) планируют представить заявку на повышение тарифа по электроэнергии с вводом действия 1 января 2018 года, и на то есть объективные причины.

Южно-Казахстанская область по сравнению с другими регионами республики является энергодефицитной. В настоящее время потребность в электроэнергии в Южно-Казахстанской области составляет примерно 450 МВт. При этом область располагает двумя энергоисточниками: станцией АО «3-Энергоорталык» с располагаемой мощностью 130 — 160 МВти АО «ШардаринскаяГЭС» с располагаемой мощностью 50 — 100 МВт, зависящей от поступления воды.

Фактически местные энергоисточники в 2016 году поставили 22%, а в 2017 году — 11% от общей потребности Южно-Казахстанской области. Недостающий объем электрической энергии поставляется от северных энергоисточников.

Если в структуре действующей цены на электроэнергию покупка со станции «3-Энергоорталык» была принята в размере 8,30 тенге за Квт/ч, то уже на основании приказа МЭ РК с 1 января 2017 года она составляет 10,64 тенге за Квт/ч., с 1 января 2018 года – 11,13 Квт/ч.

Отпускная цена электроэнергии Шардаринской ГЭС составляет 9,50 тенге за Квт/ч. Но в связи с переносом обязательств подрядчика по вводу двух модернизированных гидроагрегатов, работы находятся на критическом пути примерно 30-35 МВт.

Следует отметить, что в соответствии с действующим законодательством, в целях обеспечения гласности и прозрачности тарифоообразования при рассмотрении заявки субъектов в обязательном порядке проводятся публичные слушания перед потребителями с приглашением представителей местных исполнительных органов, депутатов маслихатов, общественных объединений по защите прав потребителей, палаты предпринимателей, политических и общественных партий и средств массовой информации.

Публичные мероприятия дают возможность потребителям напрямую задать все интересующие вопросы монополисту и высказать свое мнение до принятия уполномоченным органом решения по уровню тарифа.

Кроме того, законодательством предусмотрены ежегодные отчеты субъектов естественных монополий перед потребителем.

Таким образом, на законодательном уровне заложен механизм активного участия потребителей и их общественных объединений в процессе тарифообразования.

С начала года Департаментом проведено 43 слушания по рассмотрению проектов тарифов на регулируемые услуги. Это и в сфере теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, поставки воды по каналам, услугам подъездных путей и газоснабжения.

Бопова Салима Бахитжановна
руководитель отдела регулирования
естественных монополий и цен
ДКРЕМЗКиПП по Южно-Казахстанской области