В рамках существующих проблем в сфере недропользования хотел бы представить свои суждения по весьма важному вопросу, касающемуся «казахстанского содержания» в контрактах на недропользование. Этот вопрос сейчас является наиболее дискуссионным и политизированным, поскольку от его решения напрямую зависит будущее экономики Казахстана.

Статистика свидетельствует, что в настоящее время доля казахстанского содержания в контрактах на недропользование не превышает 30%, в то время, как в других странах, богатых сырьевыми ресурсами, этот показатель значительно выше. Например, в Бразилии, Малайзии, Норвегии, Великобритании доля местного содержания в сфере недропользования составляет в среднем от 50 до 80%, в Германии – 90%, США – 77%, даже в Нигерии – более 30%.

Что же такое «казахстанское содержание»?

В соответствии с ранее действовавшим законодательством о недрах и недропользовании под «казахстанским содержанием» понималось – «процентное содержание ежегодных объемов:

— задействованных при исполнении контракта казахстанских кадров с разбивкой по категориям персонала с указанием отдельного процентного содержания по каждой категории в соотношении с иностранным персоналом, количество которого должно снижаться по годам по мере реализации обязательных программ обучения и повышения квалификации казахстанских кадров;

— стоимости товаров, работ и услуг казахстанского происхождения, приобретаемых как напрямую, так и посредством заключения договоров субподряда от общей стоимости товаров, работ и услуг подрядчика».

В данное же время, согласно действующему положению Закона РК «О недрах и недропользовании» понятие «казахстанского содержания» разделено на отдельные дефиниции – местное содержание в кадрах, местное содержание в работе (услуге), товар казахстанского происхождения, казахстанский производитель товаров, местное содержание в товаре, хотя содержание перечисленных понятий не изменилось. Новым законом введены новые определения: «реестр товаров, работ и услуг, используемых при проведении операций по недропользованию» и «единая методика расчета организациями местного содержания при закупке товаров, работ и услуг».

Последним законодательным новшеством расширен и круг обязанностей недропользователя, так, например, он обязан: привлекать казахстанских производителей работ и услуг; отдавать предпочтение казахстанским кадрам; представлять компетентному органу отчет об исполнении обязательств по казахстанскому содержанию; и т.д.

Как видим, законодательные положения, обязывая недропользователя закупать казахстанские товары, работы и услуги, никаких требований не выставляет к производителю товаров, исполнителю работ и услугодателю. Данное обстоятельство не может стимулировать производителя товаров и услугодателя к повышению качества их продукции, их конкурентоспособности, поскольку на законодательном уровне решен вопрос об их реализации.

Таким образом, отношения, связанные с «казахстанским содержанием», являются наиболее сложно регулируемыми по ряду объективных причин:

во-первых, наличие казахстанского содержания в сфере недропользования обеспечивается императивными нормами законодательства, что является малопривлекательным в хозяйственной деятельности, основанной на законах рынка и современного управления производством;

во-вторых, отсутствуют экономические инструменты регулирования отношений, связанных с привлечением казахстанских кадров и казахстанских товаропроизводителей;

в-третьих, система государственного управления этим процессом чрезмерно забюрократизирована и нет единого уполномоченного государственного органа, ответственного за реализацию государственной политики по импортозамещению;

в-четвертых, частое изменение законодательства, регулирующего отношения, связанные с обеспечением казахстанского содержания в этой сфере экономики не позволяют сформировать эффективную контрактную практику по привлечению казахстанских кадров, товаров, работ и услуг.

Кроме этого, увеличению казахстанского составляющего в сфере недропользования мешают: низкая конкурентоспособность отечественной продукции; отсутствие у казахстанских производителей достаточных объемов оборотных средств и современных технологий, новых и качественных образцов продукции, которые бы не уступали иностранным аналогам; отсутствие научно-конструкторской базы; высокая себестоимость товаров и услуг.

Следует сказать, что в начале новейшей истории Казахстана (90-ые годы прошлого столетия) действовавшее законодательство Республики Казахстан о недрах и недропользовании не содержало понятия «казахстанское содержание». Поэтому в первые контракты на недропользование, заключенные с иностранными инвесторами, обязательства по казахстанскому содержанию включались на основе добровольного волеизъявления сторон, что соответствует общим принципам договорных отношений, регулируемых гражданским законодательством.

Елюбаев Жумагельды Сакенович,

доктор юридических наук, профессор,
управляющий правовой советник
Евразийского подразделения
корпорации «Шеврон»
(отрывок из доклада «Законодательство о недрах и недропользовании: 25 лет развития)