В рамках существующих проблем в сфере недропользования хотел бы представить свои суждения по весьма важному вопросу, касающемуся «казахстанского содержания» в контрактах на недропользование. Этот вопрос сейчас является наиболее дискуссионным и политизированным, поскольку от его решения напрямую зависит будущее экономики Казахстана.
Статистика свидетельствует, что в настоящее время доля казахстанского содержания в контрактах на недропользование не превышает 30%, в то время, как в других странах, богатых сырьевыми ресурсами, этот показатель значительно выше. Например, в Бразилии, Малайзии, Норвегии, Великобритании доля местного содержания в сфере недропользования составляет в среднем от 50 до 80%, в Германии – 90%, США – 77%, даже в Нигерии – более 30%.
Что же такое «казахстанское содержание»?
В соответствии с ранее действовавшим законодательством о недрах и недропользовании под «казахстанским содержанием» понималось – «процентное содержание ежегодных объемов:
— задействованных при исполнении контракта казахстанских кадров с разбивкой по категориям персонала с указанием отдельного процентного содержания по каждой категории в соотношении с иностранным персоналом, количество которого должно снижаться по годам по мере реализации обязательных программ обучения и повышения квалификации казахстанских кадров;
— стоимости товаров, работ и услуг казахстанского происхождения, приобретаемых как напрямую, так и посредством заключения договоров субподряда от общей стоимости товаров, работ и услуг подрядчика».
В данное же время, согласно действующему положению Закона РК «О недрах и недропользовании» понятие «казахстанского содержания» разделено на отдельные дефиниции – местное содержание в кадрах, местное содержание в работе (услуге), товар казахстанского происхождения, казахстанский производитель товаров, местное содержание в товаре, хотя содержание перечисленных понятий не изменилось. Новым законом введены новые определения: «реестр товаров, работ и услуг, используемых при проведении операций по недропользованию» и «единая методика расчета организациями местного содержания при закупке товаров, работ и услуг».
Последним законодательным новшеством расширен и круг обязанностей недропользователя, так, например, он обязан: привлекать казахстанских производителей работ и услуг; отдавать предпочтение казахстанским кадрам; представлять компетентному органу отчет об исполнении обязательств по казахстанскому содержанию; и т.д.
Как видим, законодательные положения, обязывая недропользователя закупать казахстанские товары, работы и услуги, никаких требований не выставляет к производителю товаров, исполнителю работ и услугодателю. Данное обстоятельство не может стимулировать производителя товаров и услугодателя к повышению качества их продукции, их конкурентоспособности, поскольку на законодательном уровне решен вопрос об их реализации.
Таким образом, отношения, связанные с «казахстанским содержанием», являются наиболее сложно регулируемыми по ряду объективных причин:
во-первых, наличие казахстанского содержания в сфере недропользования обеспечивается императивными нормами законодательства, что является малопривлекательным в хозяйственной деятельности, основанной на законах рынка и современного управления производством;
во-вторых, отсутствуют экономические инструменты регулирования отношений, связанных с привлечением казахстанских кадров и казахстанских товаропроизводителей;
в-третьих, система государственного управления этим процессом чрезмерно забюрократизирована и нет единого уполномоченного государственного органа, ответственного за реализацию государственной политики по импортозамещению;
в-четвертых, частое изменение законодательства, регулирующего отношения, связанные с обеспечением казахстанского содержания в этой сфере экономики не позволяют сформировать эффективную контрактную практику по привлечению казахстанских кадров, товаров, работ и услуг.
Кроме этого, увеличению казахстанского составляющего в сфере недропользования мешают: низкая конкурентоспособность отечественной продукции; отсутствие у казахстанских производителей достаточных объемов оборотных средств и современных технологий, новых и качественных образцов продукции, которые бы не уступали иностранным аналогам; отсутствие научно-конструкторской базы; высокая себестоимость товаров и услуг.
Следует сказать, что в начале новейшей истории Казахстана (90-ые годы прошлого столетия) действовавшее законодательство Республики Казахстан о недрах и недропользовании не содержало понятия «казахстанское содержание». Поэтому в первые контракты на недропользование, заключенные с иностранными инвесторами, обязательства по казахстанскому содержанию включались на основе добровольного волеизъявления сторон, что соответствует общим принципам договорных отношений, регулируемых гражданским законодательством.
Елюбаев Жумагельды Сакенович,