Доклад Министра национальной экономики РК Сулейменова Тимура Муратовича на состоявшемся 12 декабря заседании правительства РК по проекту Закона РК «О естественных монополиях».

Сулейменов Тимур Муратович

В соответствии с поручением главы государства о совершенствовании законодательства в сфере тарифообразования, данным на открытии сессии парламента  4 сентября текущего года, Министерством национальной экономики Республики Казахстан разработан проект нового Закона «О естественных монополиях».

Законопроект предусматривает отмену действующего Закона «О естественных монополиях», который был принят в 1998 году.

Он устанавливает сложный, многоэтапный процесс формирования тарифов и детальную регламентацию всей деятельности естественных монополий, что позволяет сдерживать рост тарифов.

Закон закрепляет исключительно затратный метод тарифообразования и не предусматривает возможность внедрения новых методов тарифного регулирования.

В связи с внесением в него более 200 поправок 15 законами Закон утратил системность и содержит значительное число отсылок.

Затратное тарифообразование подразумевает нормирование затрат естественной монополии, ее прибыли.

Изъятие любой экономии предприятия путем введения компенсирующего тарифа за неисполнение тарифной сметы не стимулирует их к повышению эффективности и внедрению новых технологий.

Предприятию выгодно вкладывать в базовый капитал, происходит переинвестирование. При этом прибыль наращивается не за счет оптимизации расходов, а за счет капитализации.

Также, поскольку прибыль предприятия ограничивается размером инвестиционной программы, получение чистого дохода на практике исключается. В результате, субъект изыскивает доход за счет осуществления иной деятельности, навязывания работ по подключению к его услугам и завышения их стоимости, а также стоимости затрат при проведении закупок и тендеров. Все это порождает теневой бизнес и отпугивает зарубежных инвесторов.

Такая ситуация отразилась на ключевых индикаторах развития естественных монополий. Потеря воды достигает порядка 35%, что по сравнению с развитыми странами в несколько раз выше. Потери тепла – на уровне 30%, элетроэнергии – на уровне 17%.

Отсюда достаточно высокий износ. Да, идет его снижение, но за счет значительных капитальных инвестиций из республиканского бюджета.

В 2014 году мы перешли к новой политике — политике предельных тарифов. Это позволило обеспечить предсказуемость роста тарифов и увеличить объем инвестиций.

В результате, общая сумма инвестиций в сферы естественных монополий за 5 лет действия предельных тарифов превысит 2 трлн тенге.

С 2015 года совместно с Европейским банком развития и реконструкции осуществляется апробирование новых подходов тарифного регулирования.

С учетом рекомендаций разработан особый порядок регулирования естественных монополий, привлекающих займы МФО.

На смену ставки прибыли пришла средневзвешенная ставка капитала, которая стимулирует к заимствованиям не только за счет тарифа. Внедрены показатели качества, надежности, эффективности, от которых зависит уровень прибыли.

Уже первые субъекты по особому порядку получили свои тарифы. Это «КазТрансГаз Аймак» Костанайской области, «Водные ресурсы Маркетинг» ЮКО и др., что позволило привлечь 42 млрд тенге инвестиций ЕБРР.

Основной целью представленного законопроекта является создание правовой основы применения новых методов тарифного регулирования.

Это, в первую очередь, стимулирующий метод, предусматривающий утверждение тарифов на услуги субъектов естественной монополии в зависимости от повышения эффективности их деятельности и соблюдения стандартов качества услуг.

Основной задачей метода является создание стимула для предприятий экономить свои затраты и повышать свою эффективность.

По объективным причинам внедрение стимулирующего метода тарифного регулирования влечет рост тарифов.

По предварительным расчётам пилотных проектов наблюдается рост тарифов во всех трёх отраслях на 25-30% в первый год, в последующие идет на снижение.

В среднем рост тарифа на пятилетний период не превысит 12-17%.

При этом следует отметить, что в рамках методологии у уполномоченного органа имеется механизм сдерживания роста тарифа – индекс эффективности контролируемых затрат. Он не только мотивирует снижение контролируемых затрат, но и позволяет ограничивать регулятором уровень индексации данных затрат.

Кроме того, в целях безболезненного перехода на новое тарифное регулирование, разрабатывается совместный проект ЕБРР и МЗСР по разработке единой системы адресной социальной поддержки граждан при оплате ЖКХ. Его задачей является повышение адресности социальной поддержки путём улучшения правил назначения помощи и контроля их выполнения, предотвращение социальной нагрузки, а также обеспечение доступности жилищно-коммунальных платежей для семей с низкими доходами.

Внедрение стимулирующего метода тарифного регулирования в сферах передача электрической энергии, тепло- и водоснабжения планируется после 2019 года – по истечении действующих предельных тарифов.

Кроме создания основы для применения стимулирующего метода тарифного регулирования, Законопроект предусматривает решение других задач.

Как указывалось ранее, на сегодня процедуры тарифного регулирования закреплены в 79 подзаконных актах.

В связи с чем, в целях упорядочения и систематизации действующего законодательства о естественных монополиях в соответствии с законопроектом предусматривается объединение всех подзаконных актов в два базовых документа, определяющих порядок формирования тарифов на регулируемые услуги и осуществления деятельности субъектами естественных монополий.

Для повышения прозрачности тарифообразования и вовлечения общественности в процесс утверждения тарифов предусматривается внедрение ряда новых институтов.

Совет по тарифной политике – консультативный совещательный орган, который обеспечит широкое обсуждение направлений государственной политики в сфере естественных монополий, в состав которого будут входить и участвовать в механизме тарифообразования общественные организации и потребители.

Также будет реализован принцип организованного потребителя, подразумевающий наличие эффективного механизма представления их интересов в процессах формирования тарифов. В связи с чем, предусматривается создание общественных объединений потребителей услуг субъектов естественных монополий, наделенных важными функциями по участию в осуществлении уполномоченным органом мониторинга исполнения тарифных смет, инвестиционных программ, представлению интересов потребителей в отношениях с государственными органами, судами, повышению правовой грамотности самих потребителей.

В целях снижения издержек бизнеса и потребителей, а также исключения коррупционной составляющей будет осуществлен переход подачи заявок на утверждение тарифов и проведения закупок исключительно в электронном виде.

Ключевая проблема сферы естественной монополии – это доступ к регулируемым услугам. В целях обеспечения доступности потребителей к регулируемым услугам  законопроектом предлагается определение каждой стадии подключения к услугам естественных монополий, оснований отказа в выдаче технических условий, а также рассмотрение регулятором каждого отказа в выдаче технических условий.

Учитывая, что причиной 90% отказов в подключении к услугам является отсутствие мощностей, предусматривается в случаях установления обоснованности таких отказов включение мероприятий по расширению мощностей в инвестиционные программы.

Для автоматизации выдачи технических условий и внедрения принципа «одного окна» законопроектом регламентировано право подачи заявления о выдаче технических условий через Государственную корпорацию «Правительство для граждан».

Таким образом, принятие нового Закона обеспечит:

  • гибкость механизма тарифообразования;
  • изменение практики ведения бизнеса – повышение прозрачности финансовых, инвестиционных потоков;
  • изменение роли регулятора – переход от регулирования процессов к регулированию результатов;

повышение прозрачности процесса формирования тарифа и его понимания потр