Гульмира Утегенова

На вопросы нашего журнала ответила исполняющая обязанности руководителя Департамента Комитета по регулированию естественных монополий, защите конкуренции и прав потребителей по Кызылординской области Гульмира Утегенова. Мы побеседовали о формировании тарифов в сфере электроэнергетики.

— Гульмира Сейтбековна, как известно, президент поручил повышать тарифы. Монополисты области уже подали заявки на повышение? Какой они предлагают тариф на электроэнергию?

— В целом, с начала текущего года тарифы на жилищно-коммунальные услуги по Кызылординской области оставались без изменений на уровне тарифов, действовавших в 2016 году, за исключением тарифов на водоснабжение и водоотведение.

В течение 10 месяцев текущего года в адрес департамента поступило 19 заявок на утверждение тарифов, из которых по 7 заявкам отказано в принятии к рассмотрению ввиду несоответствия представленных документов требованиям действующих нормативно-правовых актов, 3 заявки отозваны самими субъектами, 9 субъектам утверждены. Из 9 субъектов, которым утверждены тарифы: 1 — оказывает услуги подъездных путей, 1 — услуги по передаче электроэнергии (АО «Кызылолрдинская РЭК»), 7 — услуги водоснабжения и водоотведения. По результатам проведенных работ по пересмотру и утверждению тарифов, сумма экономического эффекта или сэкономленных средств потребителей составила 2968 млн тенге.

Так, в текущем году для АО «Кызылординская РЭК» утвержден тариф на услуги по передаче и распределению электроэнергии в  качестве чрезвычайной регулирующей меры с изменением на 0,7% к ранее действующему тарифу в связи с увеличением  покупной стоимости электроэнергии, вырабатываемой местной электростанцией, с 8,30 тенге до 9,40 тенге за 1 кВт.час без НДС .

Вместе с тем, по результатам анализа исполнения тарифных смет по итогам работы за 2016 год, АО «Кызылординская РЭК» в связи с неосвоением тарифной сметы по отдельным статьям затрат с 1 августа текущего года введен временный компенсирующий тариф со снижением действующего тарифа на 1,8%.

Также в текущем году по результатам экспертизы цены на розничную реализацию электрической энергии по итогам 2016 года, департаментом снижены действующие сренеотпускные цены на электроэнергию энергоснабжающих организаций области с 1 августа текущего года с 3,3% до 8,2%, в частности:

  • ДТОО «Энергосервис» с зоной обслуживания г. Кызылорда — с 18,67 тенге до 17,74 тенге или на 5%;
  • ТОО «Шиели Жарыгы» с зоной обслуживания Жанакорганский, Шиелийский, Сырдарьинский, Жалагашский, Кармакшинский районы Кызылординской области — с 19,08 тенге до 18,45 тенге или на 3,3%;
  • ТОО «Даулетэнерго» с зоной обслуживания Аральский и Казалинский районы Кызылординской области — с 20,14 тенге до 18,48  тенге с НДС за кВт.ч. или на 8,2%.

Аналогично были снижены и дифференцированные тарифы в разрезе потребителей.

В настоящее время на рассмотрении департамента отсутствуют заявки на пересмотр тарифов.

            — Были ли полезны для отрасли предельные тарифы? Удалось ли за счет привлеченных средств модернизировать электроэнергетическую инфраструктуру области?

— Одной из основных задач проводимой тарифной политики является увеличение объема инвестиций в модернизацию, реконструкцию тепловых, водохозяйственных, канализационных и электрических сетей. Для решения данной задачи крупным субъектам естественных монополий области утверждены предельные уровни тарифов на долгосрочный период.

Основными положительными сторонами применения предельных тарифов являются:

  • увеличение объема инвестиций на модернизацию и обновление основных и производственных активов субъектов с привлечением средств международных финансовых организаций, частных инвесторов, снижение уровня износа сетей, сокращение потерь в сетях;
  • стабильность и предсказуемость изменения тарифов на регулируемые услуги субъектов.

К примеру, инвестиционная программа АО «Кызылординская РЭК» предусматривает вложение инвестиций в размере около 4 млрд тенге за счет Европейского банка реконструкции и развития в реконструкцию линий электропередачи протяженностью 674,6 км, объединение 600 действующих подстанций в Автоматизированную систему контроля и учета электроэнергии, а также установку 11 дополнительных подстанций.

В настоящее время ведется работа по подготовке тендерной документации, обновлению плана закупок ЕБРР.

Аналогичная работа проводится и в других сферах естественной монополии. Так, инвестиционная программа базового субъекта в сфере теплоэнергетики — ГКП «Кызылордатеплоэлектроцентр» (далее-ГКП «КТЭЦ») — предусматривает модернизацию 81,7 км тепловых сетей, замену двигателей газотурбинных установок, внедрение Автоматизированной системы диспетчерского управления. Сумма инвестиций составляет около 16,2 млрд тенге, в том числе за счет средств ЕБРР,  программы «Нурлы жол», собственных средств предприятия. За счет привлечения инвестиций в 2016 году достигнуты положительные результаты, в частности: износ тепловых сетей снижен на 3% — с 48% до 45%, нормативные потери в сетях — на 1,8% или с 17,08% до 15,3%.

— Стоимость электроэнергии от альтернативных источников, как известно, намного выше, чем, к примеру, от угольных станций. Как решается проблема такого несоответствия?   

— Выработку электрической энергии в нашем регионе осуществляет тепловая станция с комбинированным типом производства ГКП «КТЭЦ», обеспечивающая электроэнергией энергоснабжающие организации области, и АО «Кызылординская РЭК», закупающее электроэнергию для компенсации нормативных потерь. Но учитывая, что ГКП «КТЭЦ» покрывает лишь четвертую часть потребности региона, субъекты вынуждены покупать электроэнергию из других энергоисточников, таких как ТОО «Экибазтуская ГРЭС-1», АО «Жамбылская ГРЭС им. Батурова», ТОО «Кристалл менеджмент» и других, которые поставляют электроэнергию в соответствии с оптовыми ценами, определенными Министерством энергетики РК. В связи с чем проблема разницы в стоимости от альтернативных и от угольных энергоисточников в регионе не возникает.

— Какие доводы обычно приводят монополисты, обосновывая необходимость повышения тарифов? По какой  причине ДКРЕМ может им отказать?   

— Основными причинами пересмотра тарифов являются: изменение стоимости материальных ресурсов, в том числе стратегического товара, минимального размера заработной платы, принятие на баланс субъекта основных средств, увеличение или снижение объемов оказываемых услуг за счет расширения или сокращения зоны обслуживания, увеличение расходов по капитальным и текущим ремонтным работам, принятие инвестобязательств (за исключением субъектов малой мощности) и т.д.

При утверждении тарифов субъектов естественных монополий ведомство уполномоченного органа руководствуется Законом РК «О естественных монополиях»,   Особым порядком формирования затрат, применяемым при утверждении тарифов (цен, ставок сборов) на регулируемые услуги (товары, работы) субъектов естественных монополий и Правилами утверждения предельного уровня тарифов (цен, ставок сборов) и тарифных смет на регулируемые услуги (товары, работы) субъектов естественных монополий, утвержденных приказами Председателя Агентства Республики Казахстан по регулированию естественных монополий от 25 апреля 2013 года  № 130-ОД и от 17 июля 2013 года № 213-ОД соответственно, Правилами упрощенного государственного регулирования деятельности субъектов естественных монополий малой мощности, утвержденными приказом Министра национальной экономики Республики Казахстан от 29 декабря 2014 года № 176 и другими нормативно-правовыми актами, предусматривающими основные требования, предъявляемые по оформлению заявок на утверждение тарифов.

При этом основаниями для отказа в принятии заявок на рассмотрение могут быть: нарушение сроков предоставления заявок, неполный пакет документов, представленных вместе с заявкой, несоответствие представленных документов действующим требованиям, отсутствие основания для пересмотра тарифов.