В мажилисе 30 января презентован законопроект «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Казахстан «О газе и газоснабжении». В нем предлагается ввести оптовые торги сжиженным газом через электронные торговые площадки.

Представленный проект закона подготовили депутаты мажилиса Бактыкожа Измухамбетов, Глеб Щегельский и сенатор Женис Нургалиев, сообщает пресс-служба нижней палаты парламента.

Говоря о предлагаемых нововведениях, руководитель рабочей группы Бактыкожа Измухамбетов отметил, что необходимость инициирования законопроекта связана с ситуацией, складывающейся на внутреннем рынке сжиженного нефтяного газа. Такой газ в республике преимущественно потребляется на транспорте (автогаз), а также в бытовых баллонах и через групповые установки — населением тех регионов страны, которые пока не газифицированы товарным газом. По словам депутата, в стране установлена предельная оптовая цена на сжиженный газ в размере 43 345 тенге за тонну с учетом НДС, которая формирует существенную ценовую разницу по сравнению с оптовыми ценами в приграничных регионах соседних стран. Такая заниженная оптовая цена стимулирует его незаконный экспорт, нередко приводящий к возникновению дефицита на внутреннем рынке. В то же время розничные цены на сжиженный газ в Казахстане значительно выше оптовых и лишь незначительно уступают розничным ценам в соседних странах.

В результате, считает парламентарий, наши заводы работают в убыток, поставляя газ на внутренний рынок. Только за текущий год общий убыток казахстанских производителей сжиженного газа составил более 48 млрд тенге.

«Но самое важное, — сообщил депутат, — что регулируемые государством цены на сжиженный газ ведут к усилению ценового перекоса на рынке энергетических продуктов с последующим искусственным ростом спроса. — Политика по регулированию цен на сжиженный нефтяной газ не решает главную задачу по созданию должного социального эффекта в виде низких цен для конечных потребителей. Конечный потребитель всё равно платит за сжиженный газ цену, сопоставимую с розничными ценами в соседних странах, а весь ожидаемый социальный эффект политики регулируемого ценообразования вместо населения достается посредникам», — пояснил он.

Потребление на внутреннем рынке существенно возросло после дерегулирования цен на нефтепродукты, вследствие которого разрыв в цене между бензином АИ-92 и СНГ значительно увеличился с 40 до 60%. Как отметил депутат, за последние четыре года произошел почти двукратный рост спроса на сжиженный газ. Доля газа, поставляемого на внутренний рынок отечественными производителями, выросла с 41% до 72%. Подобный рост спроса значительно превышает общую тенденцию потребления энергоносителей в стране. Сохранение данной тенденции приведет к дефициту сжиженного газа уже в 2019 году. Это, в свою очередь, приведет к необходимости импортировать СНГ по рыночным ценам, что может привести к значительному росту розничных цен.

В этих условиях, считают депутаты, в рамках проводимой политики по цифровизации и снижению административных ограничений для бизнеса, необходимо либерализовать оптовое ценообразование на сжиженный газ на внутреннем рынке посредством проведения оптовых торгов через электронные торговые площадки.

Разработанные депутатами поправки предполагают поэтапное внедрение данного механизма с 1 января 2019 года. Отмечено, что предлагаемые изменения позволят минимизировать случаи «теневого» экспорта, обеспечить развитие конкуренции на рынке сжиженного нефтяного газа и бесперебойное снабжение им регионов Казахстана, повысить транспарентность распределения сжиженного нефтяного газа, поставляемого на внутренний рынок.

После доклада Бактыкожа Салахатдинович и присутствовавший на обсуждении вице-министр энергетики Магзум Мирзагалиев ответили на вопросы членов рабочей группы.

Отметим, что презентацию законопроекта также выслушали представители госорганов, непарламентских политических партий, НПП «Атамекен», ассоциации «КAZENERGY», Казахстанской топливной ассоциации, производители газа, газосетевых организаций, владельцы газовых заправочных станций и другие участники рынка.