Министр энергетики Канат Бозумбаев 22 января провел первую в новом году пресс-конференцию, на которой он рассказал о рекордном уровне добычи нефти, об обеспеченности страны бензином и другими ГСМ, а также ответил на острые вопросы журналистов.

Канат Алдабергенович поделился как итогами года 2017, так и планами на 2018. Остановимся на ключевых моментах его выступления.

Добыча и экспорт нефти 

Добыча нефти в 2017 году составила 86,2 млн тонн, это на 10,5% больше показателя 2016 года и на 2% больше уровня, который был запланирован на 2017. Как ранее отмечал министр национальной экономики Тимур Сулейменов, в ушедшем году в Казахстане добыт рекордный объем нефти. Не секрет, что прирост добычи обеспечили три гигантских проекта. На Кашагане добыли 8,3 млн тонн, на Тенгизе – 28,7 млн тонн (104,1% к уровню 2016 г.) и на Карачаганаке – 12,5 млн тонн (109,5% к 2016 г.).

В 2018 году планируется добыть 87 млн тонн нефти, сообщил министр.

На зарубежные рынки было отправлено 69,8 млн тонн или 112,4% к 2016 году.

Экспорт нефти

Наименование тыс. тонн % к 2016г.
Атырау-Самара 15 368 106,9
Оренбургский ГПЗ 624,2 83
Каспийский трубопроводный консорциум (КТК) 49636,3 121,6
Атасу-Алашанькоу 2 291 74,6
Морской порт 1 192,3 54,3
ж/д 670 75,4

 

Нефтепереработка 

Объем переработки нефти на НПЗ составил 14,9 млн тонн нефти, это 102,8% к уровню 2016 года и 102,6% к плану на 2017 (планировали переработать 14,5 млн тонн).

По словам министра, на Павлодарском нефтехимическом заводе завершена модернизация, на Атырауском строительство объектов модернизации закончили, сейчас идут пуско-наладочные работы. А на Шымкентском введены в эксплуатацию установки по выпуску автобензина и дизельного топлива экологического класса К-4 и К-5 в соответствии с требованиями Технического регламента Таможенного союза.

В 2018 году объем переработки нефти планируется на уровне 15,8 млн тонн.

Обеспеченность внутреннего рынка отечественным ГСМ за 2017 год в бензине составила 73,5% при плане 68%, в дизельном топливе  83,9% при плане — 86%, авиакеросине – 52,6% при плане-47%.

В этом году обеспеченность достигнет 90% по бензину, пообещал г-н Бозумьбаев.

Добыча и экспорт газа

Объем добычи газа составил 52,9 млрд кубометров, что соответствует 114% от уровня 2016 года и на 10% превышает запланированный на 2017 год объем.

В 2018 году, по прогнозу минэнерго, планируется добыть 53,4 млрд кубических метров.

Экспорт газа из республики составил 17,3 млрд м3. Рост по сравнению с 2016 годом произошел значительный – на 26,3%. Да и для 2017 такой объем экспорта оказался неожиданностью, планировали-то отправить на внешние рынки лишь 14,4 млрд м3.

Одним из ключевых событий года стало начало экспорта казахстанского газа в Китай. В 2017 году в Поднебесную было отправлено 1,1 млрд кубометров голубого топлива из РК. «В этом году планируется увеличить экономическое сотрудничество и нарастить экспорт газа до 10 млрд кубометров», — напомнил Канат Алдабергенович.

По его информации, в 2017 году произведено 2,9 млн тонн сжиженного газа (108,2% к 2016 году), товарного газа — 31,6 млрд м3 (110,9% к 2016 году).

В 2018 году объем производства сжиженного газа планируется на уровне 3 млн тонн и товарного газа — 31,9 млрд м3.

Газификация страны

Растущие объемы добычи газа и появление газопровода, который тянется с запада Казахстана в сторону Китая, пересекая всю страну, — прекрасные условия для газификации всех областей. Как сообщил Канат Алдабергенович, по итогам 2017 года уровень газификации составляет 47,38%, за год он увеличился на 1%.

«В 2017 году за счет республиканского бюджета реализованы 8 проектов по газификации на сумму 1,3 млрд тенге в 11 населенных пунктах 4-х областей (Западно-Казахстанская, Жамбылская, Южно-Казахстанская, Актюбинская), это порядка 30 тысяч человек», — рассказал министр.

По его словам, в 2018 году будут реализованы 16 проектов газификации (из них 7 завершающиеся) в 6 регионах (Жамбылская, ЮКО, Актюбинской, Кызылординская, Западно-Казахстанская области и г.Алматы) на сумму 12,8 млрд тенге. По итогам 2018 года ожидается, что газификация страны достигнет 47,65%.

Нефтяной битум

Производство нефтяного битума составило 713 тыс. тонн или 146,7% к 2016 году. Теперь Казахстан не только полностью обеспечивает себя нефтяным битумом, но и отправляет его на экспорт в Узбекистан, Кыргызстан, Таджикистан и Китай. Всего продано за рубеж 97 тыс. тонн.

В 2018 году производство нефтяного битума планируется на уровне 740 тыс. тонн.

Планы

«Таким образом, 2017 год стал рекордным по показателям для отраслей топливно-энергетического сектора страны. Первостепенной задачей на 2018 год для министерства является удержание заданного темпа роста и стимулирование отрасли к дальнейшему развитию», — поделился глава ведомства.

По его словам, в соответствии с посланием президента, в 2018 году одной из задач является дальнейшее развитие ресурсного потенциала. Главным инструментом станет Кодекс «О недрах и недропользовании», нормы которого вступят в силу в июле 2018 года. Сейчас прорабатывается вся подзаконная нормативно-правовая  база.

Также для сферы недропользования усовершенствована налоговая политика, Налоговый кодекс вступил в силу в январе этого года.

В газовой отрасли для улучшения механизма ценообразования и распределения сжиженного нефтяного газа планируется внедрить электронную торговую площадку для его реализации с поэтапным выведением из государственного регулирования предельной цены оптовой реализации. Необходимые законодательные нормы будут проработаны до декабря 2018 года.

Вопрос газификации Астаны очень актуален, поэтому будет продолжена проработка схемы и источника финансирования газификации.

В нефтегазохимической отрасли по Проекту производства полипропилена (стоимостью 2,6 млрд долларов США, мощностью 500 тыс. тонн в год) в этом году начнется строительство заводских объектов и заказ оборудования длительного изготовления. Срок строительства — до 2021 года.

По Проекту производства полиэтилена (стоимостью 6,5 млрд. долларов США, мощностью 1,2 млн тонн в год) будет завершено ТЭО для привлечения заемного финансирования. Также прорабатываются меры государственной поддержки для инвестора.

Казахстан и ОПЕК+

Экспортеры нефти, как входящие, так и не входящие в ОПЕК, договорились между собой о сдерживании добычи. Они надеялись (и это сработало), что сокращение производства нефти подтолкнет цены на черное золото вверх. Казахстан, как известно, является одним из участников соглашения о сокращении добычи нефти. Но он же и один из ключевых нарушителей соглашения, о чем писала младший аналитик АО «Рейтинговое Агентство РФЦА» Екатерина Андрюшина.

Разумеется, журналисты не могли обойти стороной тему соблюдения договоренностей в рамках ОПЕК+. Отвечая на соответствующий вопрос, Канат Бозумбаев заверил, что Казахстан выполняет свои обязательства.

«Казахстан привержен своим обязательствам. Мы, как обещали, на уровне соответствующем удерживать добычу, так и выдерживаем. Наше превышение незначительное, даже в рамках Казахстана. В прошлом году мы добыли в суточном разрезе в среднем 1 млн 720 тыс. баррелей. Наши обязательства были 1 млн 680 тыс. баррелей, грубо говоря. Примерно 35-40 тысяч баррелей в сутки — это совсем мизер, это в пределах погрешности», — заявил журналистам глава минэнерго.

Он высказал мнение, что только «несведущие, не понимающие и манипулирующие цифрами могут говорить, что Казахстан не выполняет свои обязательства».

По словам министра, Казахстан намерен и далее участвовать в соглашении стран-экспортеров нефти.

Качество топлива

Канату Бозумбаеву задали вопрос о качестве ГСМ, продаваемых в Казахстане. В частности, зимой многие автолюбители жаловались на дизельное топливо, не выдерживающее морозов. На этот вопрос министр ответил так:

«За качество топлива на заправочных станциях мы не несем ответственность. Если машины глохнут во время морозов, это не означает некачественное топливо – это дизельное топливо, которое нужно эксплуатировать только в определенных климатических условиях. Если водитель купил дизельное топливо, которое произведено на Шымкентском НПЗ, надо понимать, что при температуре ниже 25 градусов не нужно выезжать. Не нужно жадничать, нужно залить «арктику», топливо, которое температуру и минус 40 градусов выдерживает. Это также касается всех дальнобойщиков, поэтому, когда говорят про некачественное топливо, я комментировать не готов. Что касается бензина, вообще жалоб не слышал».